В этом году фестиваль «Усадьба Jazz» отмечает свой пятнадцатилетний юбилей. За это время он, начавшийся когда-то, как самый обычный музыкальный фестиваль, стал одним из самых ожидаемых и любимых многими не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и других российских городах музыкальным событием года. «Усадьба Jazz» вот уже долгое время является настоящим знаком отличия и визитной карточкой России на международной арене музыкальных событий. За все время существования фестиваля на нем выступило более 1000 музыкантов со всего мира: от именитых джазовых классиков до молодых музыкантов.
В преддверии юбилейного двухдневного события, которое по доброй традиции снова начнется в Москве и пройдет в усадьбе «Архангельское», мы взяли интервью у основателя и президента фестиваля «Усадьба Jazz» Марии Сёмушкиной.
Мария, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как и когда родилась идея создания именно джазового фестиваля и почему в таком формате
Идея родилась после переговоров с одной табачной компанией. Они хотели провести ребрендинг одной их своих марок. Нужно было объединить что-то русское и аристократичное и одновременно демократичное. Джаз сочетает в себе и дух свободы, и традиции. А усадьба в русской истории – это не только место обитания аристократии и дворянства, но и зачастую точка притяжения богемы и творческих людей. Так и родилось это сочетание. Идея понравилась заказчику, и проект утвердили.
Я помню тот самый первый фестиваль. За ним стояла совершенно невероятная работа, колоссальный труд! Как Вам удалось собрать столько людей на фестиваль в первый же год, и долго ли вы готовились к «пилоту»?
С рекламой помогла та же табачная компания и привлеченное ею рекламное агентство. Я помню, что в апреле и мае Москва была увешана плакатами с надписью «Два дня роскошного джаза» – это было что-то совершенно новое в музыкальной жизни города. Вообще, тогда вся концертная индустрия была не такой развитой, как сейчас. Плюс это был первый для меня лично опыт проведения такого масштаба: приходилось учиться взаимодействовать с командой, искать профессионалов, которых на рынке было крайне мало. К счастью, у меня было очень много друзей в театральной, рекламной, музыкальной среде. Это был трудный ребенок.
Увлекаетесь ли Вы сами музыкой или увлекались ли в ею в детстве? Играете на каком-то инструменте?
На музыкальных инструментах я не играю, но музыка была рядом всю жизнь. В детстве это больше был рок: Ленни Кравиц, U2, Depeche Mode. Потом после учебы в Будапеште и на факультете журналистики МГУ я вела программу о роке на «Радио-1». В принципе я мало поменялась с тех пор: у меня осталась потребность делиться хорошей музыкой и любовь к радио. Сейчас на радио «Культура» выходит программа «Квартирник у Сёмушкиной». Пишется она на на самых настоящих квартирниках, где я собираю самых разных творческих людей. Многих из них можно будет увидеть на фестивале в Архангельском.
Почему Вы назвали проект именно так? Ведь мероприятие объединяет многие направления музыки, и очевидно, что джаз – всего лишь часть. Или же изначально событие планировалось именно как джазовый фестиваль?
Название придумалось само собой. Казалось, ну как сочетаются усадьбы и джаз? Выяснилось, что очень даже хорошо: кроме Москвы фестиваль уже несколько лет проходит в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже. Изначально «Усадьба Jazz» была джазовым фестивалем в таком классическом понимании: там звучал главным образом мейнстрим. Но потом мы стали оглядываться на опыт других крупных фестивалей, куда ездят и рок- и поп-звезды. Я против «келейности», и мне кажется, что джаз – это сейчас такой метажанр. Например, последний прижизненный альбом Дэвида Боуи Blackstar – тоже джаз. Кстати, в этом году у нас в «Архангельском» выступит саксофонист Донни Маккаслин – очень интересный музыкант, которого можно услышать на этом альбоме Боуи.
Как Ваш выбор пал на «Архангельское»?
«Архангельское» было первым местом, которое мне пришло в голову. Во-первых, это место с очень сильной энергетикой и фантастически красивой архитектурой. Во-вторых, здесь с царских времен собиралась культурная элита страны: от Пушкина до Стравинского. Кстати, отсюда, наверное, и берется эта энергетика. Мне повезло, что тогдашний директор музея Владимир Длугач поверил в этот проект и дал добро проводить его на территории усадьбы. До этого там таких фестивалей не было.
Насколько мне известно, такой фестиваль, как «Усадьба Jazz», один единственный. Уникальный. Аналогов ему нет. Ориентировались ли Вы на какие-то зарубежные аналоги в самом начале или хотели, чтобы фестиваль был отличным от остальных мероприятий?
Мы изначально не хотели делать музыкальный фестиваль в классическом понимании – пространство с несколькими сценами и пивными палатками. Поэтому мы привлекали самых разных творческих людей: художников, театральных режиссеров, рестораторов. Это и по сей день так: на этом фестивале у нас работает сцена Art Свобода, предоставленная современному танцу и театру. У нас лучшая из всех музыкальных фестивалей детская программа: в этом году на сцене Jazz Kids наши маленькие посетители смогут осуществить музыкальное путешествие по разным континентам – от Африки до Латинской Америки. Когда мы планируем фестиваль, то исходим из того, чего нам самим как посетителям от него хотелось бы. Так появилась и детская программа. В один момент я, будучи молодой мамой, поняла, что больших музыкальных мероприятий, куда я могу сходить с дочками, просто нет. Кстати, вход для детей до 10 лет у нас бесплатный.
Первый фестиваль Вы организовали, уже имея какой-то опыт за плечами, или это был первый проект такого масштаба?
Проектов такого масштаба не было. Но уже был опыт организации культурных мероприятий: я работала помощницей атташе по культуре во французском посольстве, занималась кинопоказами, концертами французских групп и так далее. Этот опыт и связи очень помогли потом, когда мы стали звать на «Усадьбу Jazz» первых французских музыкантов. И с Францией у нас очень теплые отношения до сих пор. В этом году Французский институт и посольство помогли нам сделать на фестивале концерт группы AYWA – отличного франко-африканского проекта, который смешивает в своей музыке фольклор Северной Африки и джаз, регги, рок.
Какие моменты из всех проведенных фестивалей Усадьбы Jazz Вам запомнились ярче всех?
Их было очень много. И концерт Нино Катамадзе & Insight на самом первом фестивале, после которого было огненное шоу. И выступление Чучо Вальдеса в Питере, где он сыграл «Город над вольной Невой». И наш амбициозный новоорлеанский проект, когда мы привезли из столицы джаза музыкантов, танцоров, поваров и воссоздали атмосферу этого удивительного города в «Архангельском». Но я рассчитываю, что лучшие моменты еще впереди – иначе зачем продолжать работать.
Какие моменты в организации фестиваля самые сложные, на Ваш взгляд?
Сейчас главная сложность заключается в том, чтобы артист, которого ты очень хочешь «заполучить», был свободен в даты фестиваля. Сложностей всегда было много: от финансовых до согласований различных разрешений с чиновниками. Я научилась со временем смотреть на них немного отстраненно, принимать ситуацию, как есть.
Каким Вы видите фестиваль через 10 лет?
Говорят: «Расскажи о своих планах – рассмешишь Бога». Скажем так: мне бы хотелось, чтобы он сохранил свою удивительную атмосферу теплоты и сотворчества, творческую энергию. Чтобы он не казался чем-то нафталиновым. Сейчас я вижу, что появляется очень много интересных и нестандартных джазовых музыкантов. В этом году мы привозим Джейкоба Кольера– это настоящий джазмен XXI века, который прославился благодаря своим роликам на Youtube и записал свой первый альбом у себя дома без чьей-либо помощи. Настоящая звезда, дважды лауреат «Грэмми», любимец Куинси Джонса и Херби Хэнкока. В России талантливой молодежи тоже очень много: в этом году мы отдали ей всю сцену Jazz Club. Кроме того, мы ежегодно проводим музыкальный конкурс, отсматриваем перспективных музыкантов, приглашаем лучших на сцену «Усадьбы Jazz». Через 10 лет имена некоторых из них будут у всех на слуху, и они будут хедлайнерами фестиваля. В общем, всё, что зависит от нас и нужно для поддержания нашей высокой планки, мы сделаем!
Усадьба Jazz 2-3 июня Архангельское