Ваше сообщение успешно отправлено!

Врубель. Сидящий

Представьте, что вы родились в Омске, ваш отец военный юрист и, как следствие, ваша семья часто переезжает. Родившись в Омске, через три года вы уже живете в Астрахани, потом еще год в Петербурге, и в Саратове грех не пожить, затем, чтобы скучно не было, опять в Петербурге, пять лет в Одессе и, видимо успокоившись, в 1874ом году возвращаетесь в Санкт-Петербург. Поступив в университет на юриспруденцию, вы тоскливо зеваете на всех предметах, кроме философии. К Канту вы питаете симпатию и не без удовольствия изучаете его труды. Чтобы скрасить серые будни вы посещаете Эрмитаж. И не зря! Завязав знакомства с художниками, начинаете активно рисовать и познаете себя, а ваши работы часто уличают в уникальном моделировании и хвалят чувство композиции.

Жаль, но прекрасная историческая история вовсе не ваша, а Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Личность художника сама по себе очень противоречива и окутана тайной. Его творчество самобытно и абсолютно узнаваемо. Почему?

Автопортрет Михаила Врубеля

Основные темы

Разумеется, да. То, что вы ожидали к прочтению: центральная тема творчества Врубеля – Демон. Он буквально поглотил в себя весь мир художника, стал поводом для многократных переживаний и отправил Михаила Александровича в психиатрическую клинику в первый раз. Образ пришел во время работы над Владимирским собором в Киеве, а затем преследовал вплоть до самой смерти. Есть миллионы и миллиарды анализов, сочинений, школьных рефератов, книжных изданий и статей Врубелевского Демона, но существует и еще одна крайне занимательная трактовка. По мнению преподавателя психиатрической клиники 2-го Московского Государственного Университета М. И. ЦУБИНОИ, что демон и есть сам художник.

Демон поверженный, 1902г.

Но и кроме демона Врубель писал на религиозную тематику, в которой искал правду жизни. Занимался реставрацией росписей и их самостоятельным созданием, прорисовывал на стенах храма до ста пятидесяти фигур и создавал эскизы для того самого Владимирского собора.

Не последнее место в творчестве занимала тема сказочного эпоса: иллюстрирование к стихотворениям и сказкам, а также создание театральных декораций. Среди персонажей Врубеля-герои Шекспира и Гете, Лермонтова и Пушкина.

Стили работы

Желание оставить за собой след сотворило из Михаила Александровича универсального мастера. Он мог творить в монументально-декоративном и театрально-декорационном искусствах, архитектуре и керамике. В Абрамцеве, к примеру, Врубель делал скульптуры, маски для архитектуры, блюда, изразцы для облицовок, по его проектам исполнены изразцовый камин и печь-лежанка в абрамцевском доме. (Кстати, рядом с редакцией porusski.me находится та самая психбольница, в которой Врубель провел свои последние годы, продолжая творить. Об этом напоминают ограда и ворота лечебницы, так как они исполнены архитектором Федором Шехтелем по эскизам художника уже после его смерти.  – прим. ред.)

Про костюмы и декорации к опере «Сказка о царе Салтане» Римкий-Корсаков отозвался скудно, назвав блистательную работу Врубеля «весьма недурными». Хотя следует отметить, что предпочтения композитора в живописи в принципе были ближе к направлениям того же В. Васнецова.

Цветовая гамма

Характерный для Врубеля колорит состоит из трех цветов: золотистого, пурпурного и сине-лилового. С течением времени цвета на картинах преобразуются в более темные, глубокие и мрачные. Да и все дело в том, что Врубель стремился в каждой работе оставить свой отпечаток. Таким образом душевное здоровье и любые настроения художника можно с легкостью проследить по его работам. И если в детстве Михаил был любознательным и энергичным, то в гимназистские годы превращался в задумчивого и изредка словно подвисавшего молодого человека. А если после женитьбы художник сделался спокойным и сосредоточенным, писал портреты с жены, то после смерти маленького сына, родившего с заячьей губой, и вовсе впадает в депрессивное состояние, видит галлюцинации и в резко удрученном состоянии ложится в клинику уже во второй раз. Все это не остается незамеченным на его картинах: к примеру, будь вы искусствоведом и, боже упаси, не знали Врубеля, то при взгляде на портрет сына, сказали, что художнику хорошо бы пропить курс  прозака.

Портрет сына, 1902г.

Многих художников поражала сверхчувствительность живописца и восприимчивость к цвету. Например, Николай Иванович Мурашко писал:

«…у него была своя фантазия, свои представления, свое творчество по наитию свыше, это я говорю относительно внутреннего содержания, а что касается внешнего, то он страстно любил краски и извлекал из них такую силу и красоту гармонии, какой обыкновенный пописывающий себе художник и не воображает. Вот это-то и приходится в нем чтить.»

В общем, личность и творчество мастера вызывали у современников бурю эмоций: от восторженных до резко негативных. Остается надеяться, что и зритель XXI века не останется равнодушным к творчеству этого гениального художника. И если вы дочитали до этого момента, а интерес все так же полыхает в вас, то усмирить свою тягу к прекрасному и посмотреть работы Михаила Врубеля можно здесь:

В моду пишу, потому что в детстве моя мама мне всегда говорила, что одеваюсь я как чучело. Тогда я правда выглядела не торт... Занимаюсь я откровенным ничем, прикрываясь словами «гедонист и богема». В связи с этим я могу целыми днями сидеть в Ленинке и читать литературу по режиссуре.


Еще статьи этого автора

Кино
Эйзенштейн. Как отец, только лучше
Рассказываем про ориентацию, гениальность и личность великого режиссёра
Мода
Прикинься творческим
Если ты – офисный клерк, а творчество из тебя так и прет, самый лучший
Кино
Андрей Тарковский. Почему стоит знать его в лицо и в кадр?
Есть в мире такие люди, от которых хоть стой, хоть падай. Будь то писатели,
Мода
В чем праздновать Новый год?
Если вы уже знаете, с кем и где, то остался главный вопрос: в чем