“Если первая страница рассказа не понравилась, то все пропало”.
Четверо молодых людей записываются на семинар к известному редактору Леонарду в надежде улучшить свои писательские навыки. Свои мастер-классы он проводит редко и только для тех, у кого есть хорошие рекомендации и значительная сумма в кармане, так как стоит такой курс немало. Преподаватель славится крутым нравом и большими требованиями к ученикам. Но перспективные на первый взгляд занятия оборачиваются для героев тяжелым испытанием. Леонард не то что не пытается их чему-то научить, а даже не утруждает себя запоминанием их имен. Он, не стесняясь, с первых занятий посылает их матом, и кажется, что даже получает удовольствие, втаптывая их в грязь. И перед Кейт, Дугласом, Иззи и Мартином встает выбор – либо подстраиваться под его правила игры и чего-то добиться в жизни, либо сдаться.
Пьеса «Семинар» была написана в 2011 году Терезой Ребек и с большим успехом шла на Бродвее, где роль Леонарда исполнял Алан Рикман. Сама Тереза не раз говорила, что видела себя в образе Кейт. Несмотря на успех пьесы за рубежом, в России она до этого момента нигде не шла. Режиссер Сергей Аронин поставил «Семинар» в филиале Театра Пушкина в рамках “Режиссерской лаборатории”, благодаря которой в репертуаре уже появились такие названия, как «Гардения» и «Не от мира сего».
Действие начинает разворачиваться в квартире Кейт (Эльмира Мирэль). Дымчато-серые треугольные плоскости, висящий под потолком шар, стерильно белый стол, ножки которого напоминают букву Ж, – это мир абстракции. Ждешь увидеть уютную квартиру, а попадаешь в футуристическое пространство.
Там постепенно собираются другие ученики. Некоторые из них давно знакомы, кто-то видит друг друга впервые. При этом все они как из разных миров, объединенных общей целью. Чересчур обходительный и слащавый Дуглас, бесшабашная бунтарка Иззи, хмурый и замкнутый Мартин. Сама хозяйка дома – дочка обеспеченных родителей, она больше витает в облаках, чем стоит на земле. Кажется, что Кейт не привыкла слушать отказы или какую-то критику. Она может позволить себе шесть лет переписывать роман в надежде его улучшить и “сидеть дома и думать о Джейн Остин”.
Леонард буквально влетает не только на сцену, но и в их жизнь. Точкой отчета для развития дальнейших событий будут его семинары. Он с ходу разносит рассказ Кейт, не оставляя ей никаких шансов, полностью деморализуя девушку. При этом, что любопытно, когда растерявшиеся от такого напора ученики пытаются заступиться за Кейт, Леонард преподает им первый урок: что если бы рассказ был действительно хороший, то они бы точно никогда об этом не сказали. Творческий мир – мир зависти, где каждый готов подставить тебе подножку или ждать, пока ты оступишься сам. На этом, по сути, и построен спектакль: на внутренней конкуренции героев между собой и тех средствах, которыми они достигают желаемого. Некая американская мечта, ради которой сотни актеров, режиссеров и сценаристов обивают пороги в надежде, что именно они проснутся знаменитыми. Каждый из них хочет пробиться и добиться успеха.
“Везение – это найти в час пик свободное место в метро”
Их противостояние усиливается тем, что в прошлом они уже были как-то связаны друг с другом. Их соперничество продолжается и за пределами семинаров. Так, Мартин крутит роман с Иззи на глазах у Кейт, которая влюблена в него настолько, что даже разрешает им жить в ее же квартире. А чуть ранее Дугласа уязвляет не то, что Иззи променяла его на Леонарда, а то, что эта связь может принести ей дополнительный успех.
К слову, Иззи (Анна Бегунова) – самый любвеобильный персонаж этого спектакля. Девушка, на первый взгляд не обделенная способностями, но пишет она пока больше по наитию. Она производит впечатление и самого целеустремленного среди них человека. Иззи пользуется знакомством с Дугласом (Игорь Теплов), потому что он – “парень со связями”, но и от “более близкого” общения с Леонардом не отказывается. По ее мнению, не имея богатых родителей, влиятельных родственников или уникальных способностей, нужно “обрастать” полезными знакомствами.
Совсем другая история у Дугласа (Игорь Теплов). Имея влиятельного в писательских кругах родственника, для него уже заранее открыты многие двери. При этом талантом он не обделён, но его расчетливый ум и нацеленность на коммерческий успех подходит больше для сериальных сценариев, чем для беллетристики. Он использует имя и связи, чтобы выгодно себя продать “Шлюшество” – приговор, который приготовил для его творчества Леонард.
Самый загадочный и противоречивый герой из этой четверки – это, конечно, Мартин (Антон Феоктистов). На последние деньги он оплачивает обучение в семинаре. До этого момента уже несколько издательств отказались с ним сотрудничать, и, по его мнению, для него это последний шанс пробиться – в отличие от других. Именно он пытается противостоять Леонарду и больше всех не хочет показывать ему свою работу. Он как раз тот самородок с уникальными способностями, которому остаётся лишь подобрать нужную огранку. И тем сложнее Мартину самому поверить в свои способности.
“Он едет в Сомали. Может, его там пристрелят?”
Центром всего спектакля, несмотря на самое короткое пребывание на сцене, является Леонард (Андрей Заводюк). Он как вихрь, который сносит все на своем пути. Его не слишком заботит, что о нем думают его ученики. При этом, учитывая большое количество ненормативной лексики и вечно “помятого” вида, от Леонарда исходит какое-то невероятное обаяние, в чем, безусловно, заслуга Андрея Заводюка. Используя систему “кнута и пряника”, он к каждому из героев находит свой подход, который в конечном итоге и дает свой результат.
Любопытная деталь, что Леонарда мы сначала видим одетого в плащ и застегнутого на все пуговицы, и на протяжении всего спектакля он постепенно раздевается, так что в финале остается в одних трусах. Его физическое разоблачение совпадает с раскрытием его собственных проблем. Перед зрителями теперь не только педагог, унижающий своих учеников, а еще и человек со своими страхами и слабостями.
Роль наставника важна в жизни любого человека, принадлежащего к творческой среде, некая ролевая модель, которая является точкой отчета, но при этом и очень субъективная. И где проведены эти границы между «талантливый» и «не очень» – уловить очень сложно. Но проблема признания близка не только “художникам”. Мы с детства и до самой старости привыкли ждать оценок и похвал. Сначала от родителей, потом уже в школе и на работе. И так до конца жизни мы испытываем зависимость от мнения других.
В целом спектакль получился достаточно смешным и динамичным. И, возможно, у многих после просмотра возникнет сомнение о целесообразности использования такого большого количества ненормативной лексики. Но, во-первых, так было написано у Терезы Ребек, а во-вторых, в январе театр Пушкина ждет другая премьера, после которой все, что мы слышим в «Семинаре», покажется нам «цветочками».