Были ли вы когда-нибудь в Магадане? Да и давно ли вы путешествовали по России? А теперь представьте, что вы поедете не на комфортабельном автомобиле, а в кузове грузовика.
“Добро пожаловать на Колыму”
По задумке организаторов вы должны совершить рейс из Магадана в Москву. Но сначала нам до этого «Магадана» необходимо добраться. Станция метро «Братиславская», которая служит стартовой точкой, находится почти на окраине города и является самым подходящим для этого местом. Фирменный логотип Cargomoscow виден издалека. Жители района, видимо, уже привыкли к новой достопримечательности и на припарковавшийся у обочины грузовик внимания не обращают.
Идея использовать обычный грузовик под своеобразный зрительный зал пришла в голову несколько лет назад немецко-швейцарскому театральному коллективу из Rimini Protocoll. Авторов более десятка проектов, посвящённых современному театру в России, знают по таким проектам, как «В гостях. Европа» и RemoteMoscow. Их спектакли всегда находятся на грани документального театра и перформанса. Практически во всех своих постановках они используют не актеров, а реальных людей.
CargoХ спектакль в жанре site-specific шел в разных странах. В Москву “грузовик” привез и адаптировал Фёдор Елютин, в результате получилась самодостаточная история, не похожая ни на один зарубежный аналог.
“У нас сегодня груз ответственный, скоропортящийся”
И вот 50 человек толпятся у фуры и ждут “погрузки”. Внутри – три ряда сидений и обязательные ремни безопасности, без них никуда. Ценный груз к месту назначения должен прибыть в целости и сохранности. А груз – это, собственно, мы. Так нас прозвали два наших водителя-дальнобойщика.
Роман и Андрей –это не актеры, а настоящие водители, которые давно в профессии и исколесили всю Европу. Магадан же – это особый и непростой рейс, который длится в одну сторону 22 дня. Нам на это путешествие предстоит потратить всего 90 минут. Роман там уже был не раз, а Андрей так же, как и мы, там будет впервые.
Главной особенностью кузова является его стеклянная часть. Вы видите все, но с улицы о вашем существовании даже не догадываются. Первые 15 мин стена закрыта экраном, по которой транслируют документальные хроники, виды Магадана и кабину водителей. Потом сквозь стеклянную стену грузовика перед нами проносится бесконечно меняющаяся панорама. Улицы за окном становятся тоже частью шоу, перевоплощаясь то в Красноярск, то в Иркутск. Кажется, что все работает на нас. И непонятно, что спланировано заранее, а что – чистая случайность. Все ухабы и кочки встречаются на нашем пути в соответствии со сценарием и сюжетом.
“Сегодня за рулем опять я буду, лучше пристегнитесь”
Вовремя включений из кабины наши водители много шутят. Они рассказывают, как устроен их быт в пути и с чем приходится сталкиваться на дороге. Со стороны все выглядит как непринужденный разговор, но ясно, что этому предшествовала долгая подготовительная работа. То, о чем они не говорят вслух, показывают на экране. Это и об отсутствии достойных условий, низкой оплате труда и о недавнем проекте “Платон”. За всей развлекательной составляющей в спектакле стоит большой бэкграунд, поднимающий социальные проблемы о нелегкой профессии дальнобойщика. Это огромный человеческий труд, полный лишений и опасностей.
Всех подробностей раскрывать нельзя и не хочется, потому что лишать вас удовольствия от всех неожиданностей, с которыми вы столкнётесь на дороге из Магадана в Москву, просто нечестно. Их нужно самим испытать, став частью этого спектакля-путешествия. Уже на улице одна из зрительниц сказала: “Это один из немногих проектов, куда точно хочется вернуться и посмотреть все ещё раз”. И с ней сложно поспорить.
“Счастливой перевозки!”