Излом XIX-XX веков придал новые смыслы искусству. Их выразителем стал модерн, смело ворвавшийся на арт-олимп.
Его задачей было придать эстетичный вид функциональным и конструктивным решениям, наполнить искусством заурядную реальность – об этом грезили художники и архитекторы модерна.
Модерн как течение существовал недолго, хронологически укладываясь в промежуток с конца 80-х годов ХIХ века и до начала Первой мировой войны в 1914 году. Стиль стал провозвестником нового искусства, пытавшегося выйти за грани привычной и уже слегка прискучившей классики. Свобода стала основной ценностью художников стиля.
«Довольно цензуры… Я хочу свободы… Я отказываюсь от любой поддержки со стороны государства, обойдусь без всего этого», – говорил австрийский художник, мастер модерна Густав Климт.
СИНТЕЗ ИСКУССТВ
Свобода синтеза – еще один принцип мастеров стиля. От того и стилистический диапазон модерна практически бесконечен. Архитекторы примешивали к свободной пластике и формам модерна готику, русские узоры, неоклассические мотивы.
У модерна нет единых формальных признаков. Стиль вобрал в себя разнообразные направления, течения и школы, смешивая их и выводя на новый уровень.
Модерн преследует идею объединения нескольких видов искусства. Благодаря этому стали больше интересоваться прикладными искусствами – дизайном, работой с керамикой, книжной графикой. К примеру, о Врубеле говорили, что он возвел в ранг высокого искусства «прикладные поделки», создавая «эмоциональную» керамику.
Мастера модерна стремились преодолеть противоречия и найти гармонию между художественной и практической составляющей своих творений. Основной мыслью было приобщение к искусству всех жизненных сфер и главным образом сделать человека частицей художественного целого.
ЧУВСТВЕННОСТЬ
Модерн выделяется среди других стилей и искусств своими органическими абстрактными формами, который живут, дышат, растут и развиваются на глазах у зрителей.
«Его чувственно-сочные – то плавно, то взволнованно, – извивающиеся линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлеченным, живое с неживым, одухотворенное с вечным ». (И. Осокина для historicus.ru)
ЦЕЛЬНОСТЬ
Архитекторы модерна исповедовали принцип «изнутри наружу» – возрождалось осмысление архитектора как универсального художника, который создавал эскизы от проекта самого здания до дизайна дверных ручек и светильников.
Это предопределяло появление художника-универсала, соединявшего в одном лице графика, живописца, архитектора. Именно в это время нашли свое полное выражение таланты таких ярких мастеров, как Михаил Врубель, Лев Бакст, Сергей Малютин.
МОДЕРН В ДИЗАЙНЕ
Изогнутые линии, растительные орнаменты, любовь к асимметрии и витражам, аркам и порталам сложной формы – основа интерьеров в стиле модерн.
Удивительно, но то, что сегодня стало предметом восхищения, современниками было воспринято, как вульгарность, и считалось признаком дурного вкуса.
Кто сегодня посмеет назвать вульгарным великолепные интерьеры особняка Рябушинского и дома Зинаиды Морозовой на Спиридоновке?
Как добавить элементы модерна в интерьер
Поклонники Серебряного века и эстетики могут попробовать добавить нотки модерна в свое жилище.
Цвет
Выбирайте теплые, натуральные цвета – беж, охру, песочные, коричневые, оливковые оттенки.
Линии
Изогнутые линии – обязательный элемент интерьера в стиле модерна. Такой декор может входить в состав рам для зеркал или картин, служить оформлением лестничных ограждений или проявляться в очертаниях мебели.
Используйте растительные орнаменты. Но будьте осторожны с масштабами. Попробуйте декорировать подобным образом, например, дверцы душевой кабины, остекление в дверных проёмах или витринных шкафов.
Дерево
Модерн любит дерево. Это и потолочный декор, и настенные панели, и элементы мебели. Прекрасно смотрятся деревянные изголовья кроватей, выполненные в этом стиле.
Витражи
Витражи в интерьерах всегда придают особенную изюминку. Авторский витраж можно включить в состав дверного полотна, оформить потолок, мебель, стены помещения, либо дополнить им декоративные элементы.
ИМЕНА МОДЕРНА
Америка – тиффани,
Франция – ар-нуво,
Германия – югендстиль,
Австрия – сецессион,
Италия – либерти.
МАСТЕРА СТИЛЯ
Виктор Орта, Эктор Гимар, Антонио Гауди, Жюль Лавиротт, Федор Шехтель, Лев Кекушев, Рене Лалик, Густав Климт, Михаил Врубель.
Автор статьи – Елена Пугачева.