В то время, когда «Вернувшиеся» уже доигрывают последние спектакли, а «Черный русский» готовится навсегда закрыть для зрителей свои двери, рядом, в «Боярских палатах СТД РФ», тихо и без излишнего пафоса показывают спектакль–«бродилку» «Optimus Mundus».
10 лет назад, когда в Москве спектакли-променады ещё не были на пике популярности, Арсений Эпельбаум — режиссер, сценарист и костюмер этого действа — показал всем свой лучший из миров (Optimus Mundus). Спектакль-хеппинг был отмечен критиками и получил номинацию на “Золотую маску” в категории “Эксперимент”. И если сначала увидеть спектакль можно было в Школе драматического искусства, то теперь он идет по ночам под кирпичными сводами Боярских палат.
Зрителей встречают и провожают в темный коридор, где всем нужно сменить свою обувь на удобные тапочки и оставить сумки. Из темной арки с фонарем в руке выпорхнет девушка, одетая в белую блузу и трико. Держа в руках программки, она сообщает, что нам очень повезло, и попали мы не просто на спектакль, а на ее бенефис. В это же время из-за ее спины выходит другой артист, который сообщит, что бенефис у него, а все остальные — это просто массовка. Пока первая пара разбирается, кто же из них тут главный, с разных сторон прибегают еще два претендента на ведущую роль. Решить эту проблему получилось просто: шестнадцать зрителей легко подели на четыре группы, и, возглавляемые своим проводником, они пошли своим маршрутом, а взамен мы должны дарить наше внимание и аплодисменты только тому, кто нас выбрал, и ни в коем случае кому-то другому.
Вдохновителем нашей группы была Мария Смойльникова, девушка хрупкая и утонченная. Она взахлеб рассказывала нам свою историю, пока вела в импровизированную артистическую гардеробную. Туда же со своими “новыми поклонниками” прибегает и Максим Маминов — артист фактурный и с впечатляющими вокальными данными. Они продемонстрировали хрестоматийный дуэт из “Ромео и Джульетты”. Сцена на балконе превращается в фарс, вызывающий смех даже у самого серьезного зрителя.
В этом мире все смешалось, как в доме Облонских: шекспировские страсти сменяются на пушкинские, а Джульетта превращается в Донну Анну. Сценки- этюды длятся не больше 15 минут, обрываются на самом неожиданном месте, и зрители спешат дальше уже на другую локацию. Декораций нет — только реквизит, собранный из разных спектаклей. Нет тут и “четвертой стены”, разделяющей зрителей и артистов. В этом и заключается смысл спектаклей-хеппингов. Это своеобразная феерия, на которую нельзя смотреть отстраненно. Актеры импровизируют и ждут этого и от зрителей. Такая интерактивность спектакля не позволяет все спланировать заранее, и каждое представление может стать неповторимым, которое идет только здесь и сейчас.
Каждый из актёров проявляет нешуточные амбиции и желание получить главную роль. Высмеивание всех театральных штампов, “перетягивание одеяла” на себя, и все это — про них. В разных локациях они объединяются на короткие сценки, чтобы потом разбежаться и поменяться местами. Импровизированный антракт позволяет нам “перевести дух” и подкрепиться, после чего Мария Смойльникова передает нас в руки Лины Ивановой, не забыв добавить, что она тоже является неплохой актрисой. То же самое происходит и в двух других четверках. Таким образом, поменяв проводников, нам удается посмотреть то, что мы не смогли увидеть в первой части.
В полной темноте нас подводят к огромной кровати с балдахином — такой, что там в состоянии уместиться восемь человек и Дездемона — Лина Иванова и храпящий Отелло — харизматичный Сергей Мелконян. Сценка под названием “Молилась ли ты на ночь, Дездемона?” буквально рисковала сорваться из-за нас, незваных гостей в опочивальне, так как во всем многообразии человеческих ножек мавр рисковал не найти свою Дездемону.
Юмор и самоирония — вот залог успеха этого спектакля. Тут показана и борьба за роли, овации и любовь зрителей — вся обратная сторона театральной жизни. Финал был таким, как и положено в классическом театре, — артисты купались в аплодисментах и ловили брошенные в них цветы, которые заранее очень любезно дали зрителям со словами: “Кидайте их только мне”. Но какой артист не хочет и на поклонах быть главным?! Соревнуясь за то, кому больше внимания достанется, они обыграли все трагические финалы Шекспира. Остановить все это смогла только люстра, свалившаяся на головы артистов, вслед за которой гаснет уже и сам свет.