Часто ли вы бываете в музеях? А вы когда-нибудь задумывались, кто даёт вторую жизнь экспонатам? И, конечно же, самое интересное – как ветхие произведения искусства становятся почти новыми? Реставрация сейчас – это настоящая научная работа. Существуют определённые законы и правила, традиции и инновации в таком непростом и кропотливом труде.
Этапы реставрации
Каждый экспонат предварительно изучают, ведь невозможно лечить пациента, не зная историю болезни. Так и у каждого шедевра есть своя история. В музеях научно-исследовательской деятельностью занимаются хранители-искусствоведы. Они не только бережно хранят памятники культуры, но и описывают их, сопоставляют, а потом рассказывают об этом на конференциях и экскурсиях.
Следующий этап работы – подготовка экспоната, и уже здесь на сцену выходят реставраторы. В зависимости от материала (ткань, дерево, кость, стекло) проводятся различные этапы очистки – это и обеспыливание, и очистка водой или в среде органического растворителя.
Далее встаёт один из самых непростых и спорных вопросов: стоит ли возвращать памятнику первозданный вид или нужно восстановить лишь часть, чтобы не нарушить естественного состояния? В большинстве случаев склоняются все же ко второму варианту. Ведь новые вещи мы можем увидеть в магазинах, а исторические памятники должны хранить на себе отпечаток времени.
Таким образом, основным в реставрации является метод консервации, в случае с тканями – использование игольной техники, применение натуральных и искусственных клеев, совмещение этих двух способов. Выбор метода определяется видом текстильного памятника, состоянием его сохранности, а также его исторической и эстетической ценностью.
Самое важное – то, что каждый экспонат требует сугубо индивидуального подхода. Нет универсальных методов, не написано пошаговых инструкций, не изданы учебники, рассказывающие, как работать со всеми произведениями искусства. Здесь реставрация из научной работы превращается в своего рода творчество, результат которого зависит от мастерства, опыта и вдохновения мастера.
Истории «второй жизни»
Во время реставрации нередки захватывающие истории, чаще всего со счастливым финалом. Так, например, при реставрации дивана И.С. Тургенева под старой обивкой был найден золотой камергерский ключ. Камергер — это придворный чин и придворное звание высокого ранга. Особым знаком отличия являлся золотой ключ с лентой — камергерский ключ. В 1833 году был утвержден единый образец внешнего вида. До 1917 года камергерский ключ сохранял установленную форму. Менялись лишь форма герба, абрис орла и инициалы правящего монарха. В XVIII веке ключ крепился на золотом шнуре. С 1762 года в Российской империи ключ носили на нагрудной голубой ленте в розетке, крепившейся на левой фалде мундира возле клапана. Однако к концу XIX века звания камергера были удостоены многие люди, не имевшие отношения к служению при дворе, например, литераторы Ф.И.Тютчев, П.А.Вяземский, А.А.Фет, композитор Н.А.Римский-Корсаков. В рассказанной выше истории интересно то, что никто об этом ключе, спрятанном в диване, не знал. Реставратор мог спокойно забрать его себе, но он отдал произведение искусства хранителям музея-усадьбы, которому принадлежал экспонат.
Похожая ситуация возникла во время реставрации шкафа XIX века, который был найден в старом заброшенном доме в центре Москвы. Реставратор нашёл в выдвижном ящике целый комплект серебряных обеденных приборов. Несомненно, они представляют не только музейную, но и материальную ценность. Как мастер распорядился с таким богатством, история умалчивает.
Аналогичный случай произошел при реставрации ещё одного шкафа, в котором были найдены два дуэльных пистолета XIX века. Они лежали в специальном ящике долгие года, – возможно, владельцы шкафа не подозревали о тайнике.
Целое состояние было найдено в старом потёртом чемодане, лежавшем в выселенном доме. В истёртом кителе реставратор совершенно случайно нашёл золотые червонцы, которые были зашиты в рукава под мышками. Порой нужно быть просто очень внимательным!
А о самоотверженном и непростом труде реставраторов расскажет картина «Натюрморт» Ф. Борзенкова (1858 г.), которая поступила в Приморскую государственную картинную галерею Владивостока с 24 разрывами на холсте. Художники-реставраторы восстанавливали её более 10 лет. За это время были заделаны прорывы, авторский холст был сдублирован на новый, восстановлены утраченные участки живописного слоя. В награду реставраторам открылась авторская подпись и год создания произведения.