Скудно обставленная маленькая квартира, сотрясающаяся от проезжающего рядом поезда. На плите – одинокий кофейник и пустая сковородка. Лоскутное одеяло на кровати и стопка книг на полке. В уголке сидит девушка с копной рыжих волос. Она усердно вяжет, иногда лукаво поглядывая на своего мужа, занятого своими делами. За окном играют рождественские мотивы, близится сочельник.
До Театра им. А.С.Пушкина мюзикл «Рождество О. Генри», написанный П. Экстром, шел с большим успехом во многих странах мира, пока пару сезонов назад режиссёр А. Франдетти не взялся за этот материал. Получив ряд театральных наград, спектакль стал востребован у публики, да так, что за билетами выстраивается большая очередь независимо от того, в Рождество он идет или нет.
Спектакль состоит из двух новелл – «Дары волхвов» и «Последний лист». Две разные истории, объединённые общим замыслом. В «Дарах Волхвов» речь идет о Дэлле и Джиме – молодой супружеской паре, живущих по принципу «Рай в шалаше». В канун Рождества Дэлла понимает, что те деньги, которые она смогла сэкономить на подарок Джиму, равны всего одному доллару и восьмидесяти центам. На смену разочарованию приходит неожиданная идея, как можно спасти ситуацию. Вторая новелла «Последний лист» повествует о двух подругах-художницах – Джонзи и Сью, поселившихся в одной квартире. Они молоды, талантливы и строят далеко идущие планы, пока Джонзи серьезно не заболевает, теряя при этом надежду на выздоровление. На помощь ей приходит сосед-художник, не позволяющий ей опустить руки. Повествование строится так, что развязка каждой новеллы будет загадкой для зрителя до самого конца.
Рассказы О.Генри были поставлены в театре не на основной сцене, а в его филиале. Зал, вмещающий около шестидесяти зрителей, подошел для постановки как нельзя лучше, придав мюзиклу ощущение камерности. Актеры находятся так близко к зрителям, что можно достать до них рукой. Кажется, что мы становимся случайными свидетелями, подглядывая за героями в окно. Во многом это ощущение появляется еще и благодаря сценографии. Пространство квартиры напоминает скетч – легкий набросок углем, создающий объемную квартирку сначала молодожёнам, а после – девушкам-соседкам, сдернув стены, как лист с мольберта, и превратив жилище в просторную студию, раздвинув пространство вглубь сцены. Этот прием открыл взору зрителей оркестр, который все первое действие прятался за стеной и только иногда, в трудные моменты для героев, показывался в окне, чтоб подбодрить персонажей. Во втором действии он уже полноправно разместился на сцене. Причем музыканты не были статическими фигурами, исполнявшими свои партии, – они активно участвовали в спектакле. Сама музыка органично вписана в канву сюжета, нет заплаток. Герои переходят со слов на пение так, будто это само разумеющееся – петь именно в той или иной ситуации.
Жанр мюзикла для репертуарных театров представляет всегда определенную опасность, так как найти в своей труппе артистов, способных вытянуть вокальные партии, всегда сложно. Переиграв в свое время в различных мюзиклах, А. Франдетти, который совсем недавно переквалифицировался в режиссеры, адаптировал эту постановку под российскую сцену. Да так удачно, что получил за это одну из самых ценных театральных наград – «Золотую маску», как и Т. Рябушинский, только уже за сценографию. Главные роли в двух частях исполняют одни и те же артисты. Так, роль Дэллы и Джонзи исполняет А. Кармакова, а буквально осенью в смену ей ввелась еще актриса Гоголь-центра М. Селезнева. На момент ввода они поделили спектакль между собой: роль хрупкой и наивной Дэллы досталась М.Селезневой, а более эмансипированной Джонзи – А. Кармаковой. Гротескный образ мадам Софрони, которая вихрем ворвалась в размеренное существование молодоженов, исполнила А. Лебедева, став запоминающимся темным пятном на теплой, монохромной палитре жизни Дэллы и Джима (Д. Волков). А. Матросов, исполнивший художника Бермана, показал усталого, разочарованного в жизни человека, который так и не создал главное произведение своей жизни, и только ближе к концу мы поймем все его благородство.
О.Генри в своих рассказах стремился показать жизнь бедных людей со своими радостями и печалями: что именно может заменить простые человеческие ценности в отсутствие каких-либо материальных благ. Любовь, преданность, самоотдача и даже самопожертвование – вот те дары, которые дороже любого золота мира. Они дают надежду, веру и опору в любой жизненной ситуации. Вторым важным уроком для нас является, то, что никогда нельзя «опускать руки». Нужно верить в себя и в свои силы – только так можно бороться со всеми невзгодами.
Квартира Дэллы и Джима, а потом мастерская Джонзи и Сью напоминает ожившую иллюстрацию из детской книги или игрушечный домик из картона. Кажется, что и герои тоже ненастоящие – больно органично они вписываются в монохромную палитру. Так, в «Дарах Волхвов» самым ярким элементом являются золотисто-рыжие волосы Дэллы, своим цветом подсказывающие нам, в чем состоит ее главная драгоценность. Героиня не наделена золотом в монетах, но у нее есть другое «богатство».
«Рождество О. Генри» относится к тем спектаклям, которые можно смотреть не единожды. И пусть зрителей не смущает соседство со школьниками. Там будет интересно и более старшему поколению. Ведь мораль и жизненные ориентиры, которые туда вложены, находятся вне времени и возраста.
Не стоит ожидать шоу – сложных спецэффектов там не будет. Зато вы увидите две человеческие истории, после которых вам станет, может, немного грустно и в тоже время тепло на душе, ведь любовь и вера в свои силы заполняет пространство вокруг лучше всякой мебели.