Ваше сообщение успешно отправлено!

Железный занавес: Советские ВИА vs. Западный «рокенролл»

Несмотря на «железный занавес», который был плотно завешен между Советским Союзом и Западными странами, влияния буржуазного образа жизни не могли не проникнуть в самое сердце культурной жизни советского человека – на эстраду. В начале 60-х было мало мест на Земле, где можно было спрятаться от бешеной популярности «The Beatles», «The Rolling Stones», да и в принципе британского и американского рока. Не стал исключением и СССР. Только вот допустить на советскую эстраду непричесанных молодых людей, проповедовавших сексуальную революцию, аморальный образ жизни и живших в сонме буржуазно-капиталистических ценностей, партбюро, конечно, не могло. А вот если их причесать, дать правильные тексты и спрятать под замок все имевшиеся примочки типа «фузз» или «дисторшн» – это вот другое дело. Получается такой вот улучшенный вариант западной рок-группы, адаптированной специально для непритязательного советского меломана.

Вот, наверное, главная причина того, что уже с середины 60-х на советской эстраде стали появляться первые ВИА, внешне ужасно похожие на западные группы, но с мягким, советским колоритом и идеологически правильно выдержанными текстами.

Главной ролевой моделью для молодых советских ВИА стали, безусловно, «Битлы». Уверенные в том, что дикая популярность Леннона и компании заключается исключительно во внешнем виде, советские продюсеры художественные руководители одевали своих подопечных в пиджаки без лацканов, давали им в руки копии «Рикенбакеров» и «Хоферов» и писали слащавые и добрые песни о девушках, электрички и целину.

Среди самых известных «битлоподобных» групп необходимо выделить, конечно, группу «Поющие гитары». Основанный в 1966 году – в то время, когда Леннон и Маккартни уже сменили карденовские пиджаки и песни о девочках на хипповские наряды и песни про моржей, – ВИА под руководством Анатолия Васильева только начинал свой творческий путь, который продолжается до сих пор (правда, манера одеваться у музыкантов стала более раскованной).

Впрочем, на советской эстраде в ходу был не только имидж «Битлов» времен «Битломании». Вот Стас Намин со своей группой «Цветы» вдохновлялся образом «The Beatles» времен психоделии:

А вот тут Стас Намин с ребятами взяли имидж скорее у группы «Blondie»:

Представители «советского рок-н-ролла» также не гнушались заимствовать чужие образы, однако сами этого и не скрывали. Ни для кого не секрет, что Майк Науменко был преданным поклонником T.Rex и Марка Болана – связь прослеживалась не только в музыке, но и во внешнем виде исполнителя. Нельзя сказать, что группа «Зоопарк» была точной копией T.Rex, но очевидно, что многие песни были вдохновлены именно командой Болана. Классический пример – «Буги-вуги каждый день», мелодия которой была заимствована у Болановской «I Love to Boogie».

I Love to Boogie:

Буги-вуги каждый день:

Когда речь заходит о рок-сцене в СССР и плагиате с Запада, разгораются споры о группе «Кино». Как правило, ярые поклонники отрицают любые попытки обвинить главную группу русского рока в плагиате, но факты говорят за себя: немного от стиля Роберта Смита и Яна Кертиса в образе, в музыке – по чуть-чуть от «The Smiths» и «The Cure».

Юрий Антонов, видимо, настолько заслушался песнями дуэта «Mouth & MacNeal», что немедленно надел очки, отрастил волосы и даже в своей композиции «Отчего» не смог отделаться от навязчивой мелодии из «How Do You Do».

Еще одна группа последних лет СССР и эпохи Перестройки – «Технология» – вовсю эксплуатировала образ популярных на тот момент даже на территории Союза «Depeche Mode». Кожаные куртки, черные джинсы, нелепые прически – все атрибуты стиля, как и полагается.

Образ группы «Ария», в принципе, нельзя назвать заимствованным у конкретного исполнителя – артисты выбрали стандартный стиль для команды в жанре тяжелого рока. Но разработкой логотипа было заняться либо некогда, либо некому. Да и зачем, когда отличное лого и шрифт уже были у «Iron Maiden».

На территории Союза группа «Grateful Dead» была не очень-то известна, в отличие от ВИА «Песняры», вдохновившегося образами Джерри Гарсии и команды. Усы, «клеша» и длинная шевелюра – «Песняры» вполне бы вписались в советскую версию Вудстока.

Ну и куда же без ABBA? Шведская четверка покорила весь мир, а Союз тем временем покорял ВИА «Сердца четырех». Квартет пошел дальше, чем просто внешнее сходство, и добавил, как сейчас бы сказали, русскоязычный «кавер» на “Thank You For The Music” в репертуар.

«Курс на Запад» сохраняется и по сей день: среди отечественных исполнителей всегда можно найти десяток-другой представителей, очень старающихся быть похожими на своих кумиров. Но отнюдь не все артисты стремятся к унифицированному звуку и узнаваемому стандартному образу, о чем говорит немалое количество самобытных коллективов и исполнителей с уникальным звучанием и этническими мотивами. О них мы расскажем в следующем материале.

 

Музыкальный обозреватель-любитель. Исследует музыкальную культуру разных стран и континентов.


  • http://vk.com/id12344711 Максим Михалев

    Автор(ша)-любитель(ница) оперирует исключительно стереотипами, штампами и клише, заметка просто образчик “запрограммированного” восприятия и мышления строго в заданных рамках.

    • http://porusski.me Евгения

      Наш журнал открыт для уникальных материалов! Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами вашим мнением!

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Образ жизни
Топ летних фестивалей 2017 по версии Porusski
Лето, как известно, не только пора каникул и отпусков, но и сезон музыкальных фестивалей.
Образ жизни
Ретроспектива отечественной музыкальной моды. Третья часть: «Нулевые» – «Десятые»
Краткий экскурс в историю российской популярной музыки. Сегодня мы поговорим о не столь далеких
Образ жизни
Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Вторая часть: 70е – 90е годы
Наше путешествие в историю популярной отечественной музыки продолжается, и, пройдя путь от 1930-х до
Образ жизни
Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Первая часть: 30е – 60е годы
Музыка в России тесно связана с историей: каждое десятилетие диктовало свои правила, запрещая одни