Культура дачи – это продолжение уникальной атмосферы духовности и творчества помещичьей России второй половины XIX века, это форма так называемого “усадебного мышления”, “строя деревенской жизни”, которая и по сей день находится в основах поведения современного человека. «Дача» — древнее русское слово, образованное от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В XVII веке слово «дача» встречается в обозначении земельного участка, полученного от государства. Во второй половине XVIII столетия слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной недалеко от города. Используя этот термин, вы можете быть уверены в его исключительно русском происхождении, ведь “дача” – типично русское слово, не переводится на другие языки и связано с “нашим” своеобразным феноменом культуры.
Русские деятели искусства веками воспевали природу родных краёв. Редкий писатель или художник, проживая в крупном городе, не сбегал на время за город для уединения и размеренного отдыха. Поэтому наше культурное наследие крайне богато на словесные и художественные описания милых и любимых деревянных домиков, быта и самых разных мелочей, живущих из сезона в сезон по своим законам. С развитием городов появилось такое понятие “дача”, как дом для отдыха, а не для постоянного места жительства. И раз за разом стали появляться характерные описания такого жилья и плавно и мирно текущего в нём времени. Мы хотим показать вам именно такие примеры в литературе и живописи.
Книги
Иван Алексеевич Бунин | На даче
Антон Павлович Чехов | Вишневый сад
Фёдор Михайлович Достоевский | Идиот
Максим Горький | Дачники
Лиля Брик | Пристрастные рассказы
Живопись
Шагал Марк Захарович | Окно на даче
В июле 1915 года Белла Розенфельд стала женой Марка Шагала, после чего пара отправилась в деревню недалеко от Витебска, Заольшье. Эта дача принадлежала Розенфельдву. В это, – счастливое для молодоженов, – время и была написана картина «Окно на даче» – окно с видом на опушку березового леса, перед которым Шагал изобразил себя и супругу. Занавеска откинута, чтобы не мешать любоваться пейзажем, а два профиля Марка и Беллы расположены между пространством зрителя и мира, который находится за окном. Это и многое другое помогает передать особую атмосферу гармонии и покоя.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Иван Иванович Шишкин | На даче
Иван Иванович Шишкин очень любил заниматься изображением природы. Картина “На даче” была написана в 1894 году. Светлая гамма тонов предлагает окунуться в природный мир. Девушка, отложившая книгу, не спеша безмятежно слушает шум леса и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен помогают зрителю почувствовать одновременно прохладу листвы и жаркий полдень.
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Илья Ефимович Репин | На Академической даче
Академическая дача существовала на самом деле, она была создана 22 июля 1884 года общественным деятелем России Василием Кокоревым. Летом здесь работали 35 учеников Академии художеств и 2 ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Ефимович Репин. Ученик «Академички» А.Г. Орлов писал другу: «7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причем кричали «ура!» и бросали вверх шапки».
Местонахождение: Государственный Русский музей
Борис Кустодиев | На террасе
Картина “На террасе” была написана в 1906 году. Это глубоко лиричное и светлое произведение, написанное Кустодиевым, выделяется среди гораздо более ярких произведений художника. Особая, тонкая чувственность этой картины выражает любовь к людям, к домашнему очагу. Конечно, не сложно догадаться, что художник изображает именно свою семью, а не случайных героев. Здесь изображены его жена, дети, сестра с ее мужем и няня в обстановке их самого обычного вечера.
Местонахождение: Нижегородский художественный музей
Константин Коровин | За чайным столом
Так называемые “жуковские” картины относят к первым, по-настоящему импрессионистским работам Коровина. “Жуковскими” они называются от названия деревни Жуковка, где располагалась дача друзей Коровина, куда он приезжал не только за отдыхом, но и за решением проблемы передачи световоздушной среды. В картине «За чайным столом» живописец изобразил Елену Поленову (она сидит спиной к зрителю), Наталью Поленову (сидит лицом), её сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова. Создается эффект случайного кадра, присущий многим импрессионистам. Выявить жанр работы «За чайным столом» достаточно проблематично. Полотно вобрало в себя всего по чуть-чуть – внимательный зритель различит здесь и черты группового портрета, и жанровой сцены, и пейзажа, и натюрморта.
Местонахождение: Музей В.Д. Поленова
Юрий Репин | На даче у Репиных
Юрий Ильич Репин – сын Ильи Репина. В России он, кажется, совершенно неизвестен, сведений о нем мало. Судьба художника закончилась трагически. Не будь Юрий Репин сыном своего отца, кто знает, быть может, жизнь его сложилась бы совсем по-другому, и он стал бы известным и успешным художником. Но груз ответственности, наложенный фамилией, оказался для Юрия непомерным. Даже самые успешные его картины не могли сравниться с шедеврами Ильи Репина.
Местонахождение: музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
Николай Быковский | На даче. Девочка за чисткой ягод
Николай Михайлович Быковский — русский художник, академик исторической живописи. Также занимался иконописью и настенными росписями в церквях, в частности Храма Христа Спасителя в Москве. На картине изображена дочь художника – Лидия Николаевна Быковская.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Сергей Власов | Послеполуденный сон на даче
Владимир Маковский | Кукольное представление на дачах
Исаак Ильич Левитан | На даче в сумерки
Местонахождение: Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник