Многие знают Рериха как прекрасного, самобытного живописца, чьи полотна – это странный, красочный и манящий мир Востока, танцующие горные хребты, огненные переливы неба. Однако немногим известно, что его удивительная личность не исчерпывается художественными заслугами. Художник серьезно занимался археологией и проводил экспедиции, был прекрасным мыслителем и писателем, основал собственный университет в Гималаях и активно занимался общественной деятельностью. По инициативе Рериха был утвержден Международный Договор об охране культурно-исторических памятников, называнный Пактом Рериха. В прошлом году Пакту исполнилось 80 лет. Вместе со своей семьей живописец прошел через весь Дальний Восток и Среднюю Азию, оставив богатейшее наследие в самых разных областях культуры.
Часть художественного наследия можно увидеть в рериховском зале Государственного Музея Востока, открывшего постоянную экспозицию «Наследие Рерихов» еще в 1977 году.
Гималаи. Розовые горы
Сострадание
Будущий художник появился на свет 9 октября 1874 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология и история и богатое культурное наследие России и Востока. По окончании гимназии Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую академию художеств, т.к. отец Рериха, известный нотариус, пожелал, чтобы сын продолжил его дело. Он считал занятия искусством «увлечениями юности» и настаивал на Юридическом факультете Университета.
Перед поступлением в Академию перед Рерихом встал вопрос – к кому пойти учиться? Выбор пал на Куинджи и Репина, однако молодой художник никак не решался выбрать – оба были великими мастерами. Их характеры тоже были очень разные: Репин не скупился на похвалу, а Куинджи, напротив, был сдержан и строг. Дальнейшую судьбу Рериха определил случай: у Репина не осталось мест в мастерской, и Николай принес свои работы в Императорскую Академию Художеств на суд Куинджи. Тот оказался строгим, но справедливым судьей: он взял Николая на обучение и стал для него мудрым наставником не только в живописи, но и в жизни. Теплые воспоминания и признательность к нему Рерих пронес через всю свою жизнь. В 1897 году, при выпуске из Академии, 23-летний Николай представил свою дипломную картину «Гонец», которая по праву считается первой серьезной работой художника. «Гонец» заслужил не только высочайшую оценку Комиссии, но и одобрения самого Третьякова, который приобрел работу для своей галереи.
Гонец. Восстал род на род
Помимо основной учебы в университете и Академии, Рерих посещал лекции по русской истории и археологии. Чуть позже, в студенческие годы, художник получил разрешение на проведение археологических раскопок, став почетным членом Русского археологического сообщества. С 1892 года он провел археологические работы по старорусским губерниям: Петербурской, Псковской, Ярославской, Смоленской. Их результатом стала обширная коллекция археологических находок. Спустя десять лет Рерих вновь посетит эти земли – уже в составе собственной экспедиции, в ходе которой будут созданы более ста русских архитектурных этюдов.
Старый Псков
Внутренний двор Печорского монастыря
Кострома. Терем бояр Романовых / Старый костел / Ростов Великий. Паперть
У любого великого мужчины есть своя муза. Для Рериха ею стала Елена Ивановна Шапошникова, известная как Елена Рерих. От своего внучатого дяди, великого фельдмаршала Михаила Кутузова она взяла железный характер и жизненную мудрость, а от матери Екатерины Голенищевой-Кутузовой – глубокую девичью красоту. Елена прошла с Рерихом рука об руку через всю жизнь, была верным компаньоном в долгих экспедициях, помогала в общественных делах. Все свои философские труды художник посвящал ей – «Елене, жене моей, другине, спутнице и вдохновительнице».
«Вдохновительница» родила Николаю двух прекрасных сыновей – Юрия и Святослава, которые впоследствии добились великих успехов. Юрий Рерих, старший сын Николая, стал ученым-востоковедом с мировым именем и владел более чем тридцатью языками и диалектами. Юрий возглавил Университет Урусвати, основанный семьей Рерихов в 1928 году в Западных Гималаях. Младший Святослав нашел себя в живописи, продолжив дело отца. Творческий тандем старшего и младшего Рерихов можно увидеть на круглогодичной выставке «Рерих — отец и сын» в Международном центре-музее им. Николая Рериха.
Сердцем творчества Рериха стали его образы Гималаев. Зимой 1923 года он приехал в Индию. Здесь Рерих жил в долине Кулу, где позже им был основан университет «Урусвати», что в переводе означает «свет утренней звезды».
Николай долго и с нетерпением ждал встречи с Гималаями, потому что считал их священным местом концентрации духовной силы. Наконец – чудо! – она случилась, и он, зачарованный безмолвной красотой индийских гор, спрашивал самого себя: «Что может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием?» Рерих писал Гималаи на протяжении многих лет. Основная часть гималайского собрания была создана во время Центрально-Азиатской экспедиции. Её походные условия определили формат работ: все они написаны темперой на небольших форматах. Их художник чаще всего делал горизонтальными, чтобы подчеркнуть протяженность и бескрайность горных хребтов.
Изображения Гималаев стали своего рода путевым дневником, где вместо записей роль заметок играли живописные этюды. Виды гор на картинах Рериха настолько панорамны, будто бы художник писал их с натуры, находясь на одной из вершин, а не внизу. Они поражают буйством и богатством цвета: от небесно-лазуревых, синих, белоснежных до малиново-багряных, пурпурных. “Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи. Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением”, – писал Рерих. Некоторые работы из гималайской серии можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее.
Кришна. Весна в Кулу
Канченджанга
Красные кони
Канченджанга
Несмотря на то что большую часть жизни Рерих провел вне России, его по праву можно считать исконно русским художником: мысль о возвращении на Родину сопровождала его всегда. Истинную привязанность к Родине отражает рериховский живописный стиль, возникший и окрепший на русской народной основе. Большие яркие пятна цвета и четкие контуры напоминают зрителю древнерусские фрески, а постановка фигур роднит полотна с православными иконами.
Художник считал наследие Востока намного ближе русской культуре и ратовал за сближение традиций. Ему удалось воплотить его в своей живописи, соединив восточные образы и русский колорит. Рерих остался верен своему стилю до конца творческого пути. Его неизмеримая любовь к Роcсии отражена в строках: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».