Ваше сообщение успешно отправлено!

«Никаких тебе весёлых оргий»: что такое бурлеск на самом деле?

Беседа с королевой-матерью русского бурлеска Аней Павловой о стереотипах в жанре

Страусиные боа, длинные перчатки, гигантские бокалы для мартини… Если это складывается в одну картинку, скорее всего, вы представляете себе, что такое бурлеск. Однако велики шансы того, что вместе с этим названием в голову лезут и ассоциации с Америкой, стриптизом, модельными фигурами и прочими стереотипами из художественных фильмов и поп-культуры.

Часть этих установок пропадает, как только узнаёшь, что само слово «бурлеск» (от итальянского «burla» — шутка) изначально принадлежало миру литературы. Так называли комический жанр, где смешивались разные стили, высокая и низкая лексика, а классические сюжеты использовались в сатирических интерпретациях.

Театральным жанром он стал в середине XIX века с лёгкого взмаха руки Лидии Томпсон — английской актрисы, комика и театрального продюсера. Её труппа «Британские блондинки» прославилась благодаря спектаклю «Иксион», где девушки занимались тем, что сейчас ближе к стендапу: с юмором адаптировали пьесы на злободневные темы. Для викторианской Англии сама идея того, что женщина смешно шутит на сцене, да ещё в коротком платье и колготках, была абсолютным скандалом. Шоу быстро стало популярным.

Photo by Julia Balatskaya

У жанра непростая судьба, но его принципы всё же дошли до наших дней. Любой номер в бурлеске — это, прежде всего, театрализованное представление: у него должен быть сюжет, костюм и герой. Каждая актриса готовит своё выступление от первой стразы на одежде до последнего движения на сцене.

Сейчас бурлеск-шоу больше популярны в Европе: артисток приглашают на юбилеи, свадьбы, корпоративы крупных компаний. В России жанр распространён до обидного меньше.

Мы попросили Аню Павлову, «королеву-мать русского бурлеска», как она сама себя называет, помочь нам развеять стереотипы вокруг этого направления и рассказать, как с ним обстоят дела на самом деле.


Как объяснить родителям и друзьям, что, если ты хочешь танцевать бурлеск, ты не становишься от этого девушкой лёгкого поведения?

Мне кажется, этот стереотип устарел примерно лет на сто, потому что танцовщицы-дамы полусвета — это что-то из эпохи Маты Хари, когда любая женщина, работавшая в индустрии развлечений, автоматически становилась какой-то сомнительной, потому что показывала себя мужчинам.

В бурлеске, как и в любой другой индустрии, есть очень разные люди с очень разным отношением ĸ своему искусству и тому, что оно означает.

Я вот вообще замужняя тётя с дипломом МГУ, трудоголичка и домоседка, никаких тебе весёлых оргий, никакой красивой жизни, никаких богатых спонсоров. Эта дорожка гораздо менее скользкая, чем кажется на первый взгляд.

Говорят, в бурлеске ты в таком же, условно говоря, «рабстве», как танцовщицы стриптиза. Это правда?

Это так далеко от правды, как только может быть, потому что нет в современном мире более про-феминистского искусства, чем бурлеск. Здесь вся индустрия — от артисток и продюсерок до зрительного зала — состоит преимущественно из самых разных женщин. То есть, конечно, никто не выгоняет мужиков из зрительного зала поганой метлой, но они довольно редко приходят сами по себе, не в компании женщин.

Ну а женщины на сцене имеют в бурлеске бо́льшую творческую и личную свободу, чем в любом другом сценическом жанре (особенно в России), потому что им никто не говорит, как выглядеть, сколько весить и какого возраста быть, чтобы выйти на сцену. Все сами ставят себе номера, опираясь на своё понимание красоты, сексуальности и свободы. Ограничивает их полёт фантазии только бюджет, потому что костюмы все делают себе сами. Так что, если честно, можно сказать, что мы в рабстве только у своих костюмных амбиций, потому что это всегда немножко не по карману.

Photo by Olga Rudenko

Танцовщицы бурлеска — скорее свободные художники или часть индустрии? Это искусство или потоковый бизнес?

Это может быть и тем, и другим. Вопрос в том, насколько вы согласны на творческие компромиссы и насколько хотите этим зарабатывать на жизнь. Если вы хотите, чтобы это приносило прибыль, придётся свои мечты пропускать через фильтр суровой коммерческой реальности, где 80% заказчиков хотят видеть веера из перьев, корсеты и стразы. А если вам интересно время от времени выступать в маленьком шоу с номерами, вдохновлёнными вашей любовью ĸ компьютерным играм или книгами Стивена Кинга — вашу творческую свободу не ограничивает вообще ничего, кроме тайминга шоу и рамок приличий, которые в бурлеске довольно широки.

Я бы сказала, что это ближе ĸ работе комика, чем ĸ работе графического дизайнера — ты вроде и свой личный материал делаешь, но не совсем оторвана от реальности, чтобы не ориентироваться на зрителя вообще. Полюбившийся публике материал придётся повторять, пока он тебе не надоест до смерти, а потом ещё пару лет.

Есть ли в жанре критерии внешности для артисток? Что, если ты хочешь танцевать, но у тебя комплексы по поводу роста, веса, внешности?

Терапевтическая сила бурлеска огромна, потому что он позволяет на пять минут в достаточно дружелюбной обстановке под вопли восторженной публики стать новой, более уверенной версией себя и примерить на себя своё, максимально экстравагантное, яркое и громкое видение красоты.

Ну и, конечно, даже из зрительного зала эта сила ощущается, потому что среди нас, артисток, довольно мало конвенционально красивых тоненьких юных дев без целлюлита, растяжек и шрамов. Молодость, худоба и гладкость кожи не гарантируют успеха, как гарантируют его трудолюбие, обаяние и полное отсутствие тормозов, когда речь идёт о костюмах.

Есть ли место мужчинам в этом жанре? Существуют ли гендерные ограничения?

Бойлесĸ — мужской бурлеск — существует достаточно давно и в последние годы становится всё популярнее. Правда, почему-то не в России, где артистов пока можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя запрос на мужские номера огромный, только приходите, делайте!

Та что да, мужчинам место есть, с одним только замечанием от меня лично: они должны всегда помнить, что это индустрия, созданная женщинами для женщин, и они в ней — любимые младшие братья, друзья и коллеги. Сексизму и сомнительному поведению с их стороны места нет. И если артист мужского пола не готов уважительно относиться к женщине в трусах за соседним гримёрным столом и не уверен, что удержится от того, чтобы неловко пошутить в их адрес или кого-то ухватить за бочок — тогда, наверное, бойлеск не для них, и лучше попробовать себя в чём-то ещё. Прецеденты были, больше не нужно.

В кино показывают, что танцовщицы постоянно находятся в состоянии холодной войны друг с другом. Всё действительно так?

Вот это самая большая ложь вообще с тех пор, как «Джонсон & Джонсон» впервые сказали, что их детский шампунь не вызывает слёз.

Конечно, без лёгкой драмы не обходится, мы же творческие люди. Но на самом деле бурлеск-сообщество очень милое и строится если не всегда на любви и взаимоподдержке, то на дружелюбном принятии друг друга. По крайней мере, за 11 лет, что я в индустрии, с лестницы никто никого не скидывал, стекло в туфли не сыпал и даже сплетни особо чудовищные не распускал.

Photo by Taya Jevtic

Ещё остались люди, которые считают, что бурлеску нет места в современности. Как их переубедить и стоит ли?

Привести на шоу, конечно же, например, на моё московское Ladies of Burlesque. С другой стороны, в современности, помимо бурлеска, есть место ещё одной важной вещи — свободе выбора. Может быть, это просто не подходит конкретному человеку, и это тоже оĸ!


Photo by Anna Gavrilov

Юля Яковлева

Журналист, филолог, рекламист. Может подготовить материал даже тогда, когда все устали и спят, — а также на бегу, на лету, на скаку и вплавь.

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!


  • Аноним

    Спасибо Анне за интервью, бурлеск один из самых красивых и дарящих приятные эмоции зрительницам жанров! Влюбилась него из-за Диты фон Тиз и рада, но и русские номера радовали ❤️

    Надеюсь будут интервью и с другими артистками.

Комментарии для сайта Cackle