Ваше сообщение успешно отправлено!

Что привезут на “Золотую маску” в Москву. 10 спектаклей, которые нужно увидеть

Вручение главной российской театральной премии “Золотая маска”  за лучшие спектакли сезона 2016-2017 состоится 15 апреля этого года. До этого времени, начиная с 28 января, номинанты большой, малой и экспериментальной форм будут показываться на разных площадках Москвы. Почти половина  – москвичи, и их, конечно, можно посмотреть и вне программы фестиваля. А вот к каким спектаклям-гостям стоит присмотреться повнимательнее в свой театральный бинокль, попробуем рассказать в этом материале.

 «Губернатор», БДТ им. Г.Товстоногова, Санкт-Петербург

7 и 8 февраля на сцене МХТ им. А.П.Чехова

Одна из самых обсуждаемых премьер прошлого года, спектакль, от которого пищала, визжала и билась в конвульсиях восторга вся театральная критика Петербурга. 100-летие революции – это модно, Андрей Могучий – это модно, зомби-апокалипсис – тоже модно. А все вместе – спектакль «Губернатор», поставленный по рассказу Леонида Андреева и рассказывающий о судьбе градоначальника, который отдал приказ о расстреле бастующих рабочих, а после встал на путь переосмысления своей жизни, и теперь предчувствует свою скорую смерть. Это спектакль не о революции как таковой, революция – это лишь некий фон. Главное в этой истории – тема одиночества человека, его зависимости от собственной должности, конфликт между делом власти и делом чести.

Фото: Стас Левшин

«Воительница-джырыбына», Театр «Олонхо», Якутск

29 марта,  на сцене Театра им. А.С.Пушкина, Основная сцена

Спектакль со сложнопроизносимым названием, поставленный по древнему эпосу народа Саха. В современном мире этот жанр называется фэнтези. Это сказка про девушку, в которой вдруг открылись сверхспособности, и она стала отважным воином, защищающим мир от проникновения темных сил. Хотя на самом деле оказывается, что темные и светлые силы – они не снаружи, они внутри, и дело здесь только в личном выборе человека. Мистика, шаманские практики и незримая сила предков возвращают зрителя к истокам (даже если он – не якут) и лишний раз напоминают, что театр – это ритуал. Ритуал для актеров и зрителей.

Фото: Василий Кривошапкин

«Дядя Ваня», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

2 и 3 апреля,  на сцене МТЮЗа

«Поставить Чехова как Достоевского? Легко!» – так, наверное, сказал сам себе Юрий Бутусов и взял в работу трагичную чеховскую пьесу. Спектакль получился с надрывом: что ни герой,то сплошное психическое расстройство. Все они больны и несчастны, и каждый – по-своему. Дядя Ваня (Александр Новиков) бьется в треморе, у Телегина проблемы с координацией движений, Соня то и дело выкручивает локти и становится похожа на птицу с поломанными крыльями… И все это в пространстве типа коридора: вроде бы есть куда двигаться, а так ли это на самом деле?

Спектакль с первого раза принимается далеко не всеми. Даже истинные фанаты Ю.Б. разделились в мнениях после премьеры. Некоторые считают, что это не самая сильная работа мастера, но, так или иначе, это одно из самых заметных театральных событий Петербурга в 2017 году.

Фото: Юлия Кудряшева

«Детство», Театр юного зрителя, Хабаровск

5 и 6 апреля, на сцене Театра им. А.С. Пушкина, филиал

Создатели спектакля «Детство» сначала хотели поставить на сцене текст нашего Льва Николаевича Толстого, а поставили эдакую милую ностальгическую «то ли сказку, то ли быль», наполненную артефактами, знакомыми нам всем с ранних лет. С тех самых времен, когда мы наивно хотели поскорее вырасти, надеть строгие костюмы и жить, как взрослые.

Это даже не воспоминание о детстве, это его ощущение. Память человеческая коварна: подчас то, что мы якобы помним, проходит через множество фильтров восприятия, которые мы приобрели уже в сознательном возрасте. А вот ощущение детства, своего внутреннего ребенка – это уже настоящая искренность, без фальши и напыщенной игры.

Фото: Наталья Ивацик

«Магазин», Татарский драматический театр, Альметьевск

20 и 21 марта,  на сцене Театра Наций, малая сцена

Пьеса, по которой поставлен спектакль, основана на реальных событиях, да не на каких-нибудь, а на одном сюжете из криминальных хроник. Рабство давно отменено, но все ещё существует. В явных или косвенных формах, но оно есть. Нельзя сказать, что это так называемая «чернуха». Это психологическая драма, идеи которой выходят за рамки частной истории преступления против личности. В ней исследуются более глобальные вопросы человечества: о природерабства, об искажении понятий «свобода» и «справедливость», об исключительной живучести тоталитаризма, об отношениях «жертва-мучитель», в которых подчас стирается грань между этими ролями.

Много нелицеприятных подробностей раскрывается по ходу действия, поэтому постановка подойдет тем, кто не боится взглянуть в глаза ужасу, который подчас происходит рядом с нами, но мы его не видим. До поры до времени.

Фото: Евгений Михайлов

«Розенкранц и Гильденстерн», Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург

1 и 2 апреля, на сцене «Гоголь-центра», репетиционный зал

Розенкранц и Гильденстерн, герои пьесы Стоппарда, ловким движением руки Дмитрия Волкострелова перенесены в другое пространство, и вот перед нами уже шахматный поединок Каспарова и Карпова. Пятимесячный марафон, который прервался после 40 ничьих. Состояние бездействия стоппардовских персонажей трансформируется в состояние безвременья, отсутствия понимания реальной картины мира и окружающей действительности. Так Волкострелов представляет себе эпоху 1980-х годов, когда старое боролось с новым, а мир в сознании людей был лишен ясности.

Фото: Наталья Кореновская

«Чук и Гек», Александринский театр, Санкт-Петербург

20 и 21 марта, ЦИМа

Не такую уж и светлую сказку написал когда-то Аркадий Гайдар, если посмотреть на нее в контексте эпохи. История, герои которой будто сошли на сцену из иллюстраций детской книги, рассказывается самим писателем (Пётр Семак) в нарочитой манере детского игрового театра: улыбки до ушей, задор и простые советские истины: «врать – нехорошо», «драться – нельзя» и т.п. Но вдруг в это веселье врезаются кадры, основанные на архивных документах и воспоминаниях участников событий 1937 года — «врагов народа», их близких, сотрудников НКВД, патрульных, машинистов и т.д. Это жутко, это больно, это не укладывается в голове, хотя столько раз тема репрессий уже поднималась в современном искусстве, что кажется, будто должен был выработаться иммунитет.

Очень хороша актерская работа Ольги Белинской, которая, кстати, отдельно номинирована на «Маску». Её героиня вызывает в зрителе такой спектр эмоций – от отвращения до искреннего сопереживания, что даже возникает желание после спектакля выбежать на сцену и крепко её обнять.

Фото: Анастасия Blur

«Я здесь», Театр «Старый дом», Новосибирск

3 апреля,  на сцене Театра им Вл. Маяковского, сцена на Сретенке

Авангардный спектакль Максима Диденко по текстам Льва Рубинштейна, сочетающий в себе и театр, и кино, и пластику, и авторскую музыку, что, впрочем, очень типично для Диденко. Собрав обрывочные фразы автора, в которых, казалось бы, нет цельной сюжетной составляющей, режиссер создал единую «живую картину», восприятие которой основано скорее на личных ассоциациях каждого зрителя, чем на образах, транслируемых этому зрителю со сцены. Это спектакль о взаимоотношениях власти и личности, о том, что человек – лишь случайная частица в масштабе истории, и эта самая история может распорядиться ей как хочет.

Жители Новосибирска признаются, что подобных спектаклей в их городе еще не было. Для жителей Москвы и СПб в форме постановки «Я ЗДЕСЬ», вероятно, ничего инновационного и не увидится, но это не делает спектакль менее интересным.

Фото: Виктор Дмитриев

«Я Басё», «Упсала-цирк», Санкт-Петербург

1 и 2 апреля, на сцене ЦИМа

Новая работа прошлогоднего лауреата «Золотой Маски» Яны Туминой совместно с Александром Балсановым – это необычная смесь жанров: цирк, физический театр и социальный театр. Взяв за основу японские хокку о красоте, хрупкости жизни, очаровании окружающего мира, актер Балсанов вместе с артистами «Упсала-цирка» и детьми с особенностями развития каждый раз на сцене создает настоящее волшебство. Потому что эти дети – не актеры, они не играют, они искренне и наивно живут на площадке, и потому каждый показ – это неожиданность даже для авторов постановки. Простые предметы при смене их положения, освещения или сочетания каждый раз рождают новые образы, и в этом раскрывается вся прелесть объектного театра, в котором Яна Тумина считается гуру.

Фото: Василий Вострухин

«В гостях. Европа», Фестиваль «Территория» и Rimini Protocoll

23, 24 и 25 февраля, место проведения будет объявлено дополнительно

Строго говоря, это не спектакль в классическом понимании. Даже термин «иммерсивный» до конца не раскроет сути происходящего. Во-первых, все происходит в квартире. В обычной квартире человека, который любезно соглашается пригласить к себе в гости человек 10-12, в идеале незнакомых друг с другом до этого дня. Во-вторых, тут нет режиссера и актеров. Зрители сами себе и зрители, и артисты. Есть только чудо-машинка с вопросами, индивидуализированными под каждого участника, и модератор. Все садятся за стол, и…игра началась! История становления европейского союза, исследование принципов демократии и доказательство её состоятельности или несостоятельности, попытка понять мотивы тех или иных политических решений… Каждый найдет здесь что-то своё. А в конце в честь дружбы народов всех ждёт… впрочем, пусть это останется сюрпризом.

Фото: фестиваль TERRITORIЯ

Заглавное фото: Стас Левшин

Ходит в театры и пишет об этом в блоге "Oh_theatre". Когда вырастет, хочет стать режиссером.