Ваше сообщение успешно отправлено!

Опера-променад «Пиковая дама». Секрет трёх карт, масоны и старинная усадьба.

Стоило только в социальных сетях отметить посещение оперы-променада «Пиковая дама», как в личные сообщения посыпалось огромное количество комментариев с вопросом: «И как?». Несмотря на то что спектакль идет с середины осени, желающих побывать на нем до сих пор значительно больше, чем тех, кому довелось туда попасть.

Оказавшись на безлюдной улице, в паре шагов от знаменитого дома на Котельнической набережной, невольно становится не по себе. Попасть внутрь старинной усадьбы можно, лишь проскользнув внутрь арки с Яузской улицы. Никаких тебе ярких табличек или ковровых дорожек.

Место это непростое само по себе. Бывший дом Гончаровых-Филипповых принадлежал раньше семье супруги самого Пушкина – Наталье Гончаровой. Ее дед продал эту усадьбу за карточные долги, но фамильный герб, висящий на здании, до сих пор встречает всех пришедших.

Случайный человек там вряд ли окажется. Да и что бы ему там делать, ведь наша цель – попасть на тайное «собрание масонов» или, если точнее, на оперу-променад «Пиковая дама».

Опера-променад, по словам режиссера  Александра Легчакова, – это премьера такого жанра не только в России, но и во всем мире. Если в прошлом году мы были преимущественно на поминках в доме Троекурова и на оргии у Алвингов, то в этом сезоне в арт-пространстве Troyka Multispace нас посвятят в масоны. Пилотные показы спектакля были еще в 2015 году, однако тогда либо что-то не пошло, либо иммерсивный жанр зрителям был еще чужд, и на 2 года Пиковую даму отправили на доработку.

Сюжет опирается на одноименную мистическую повесть Пушкина. История Германна, старой графини, а также ее воспитанницы Лизы благодаря многочисленным экранизациям не требует дополнительного описания. А секрет трех карт – тройка, семерка, туз – стал самой популярной комбинацией в карточной игре.  Произведение Пушкина вызывало страх и интерес, но по-настоящему знаменитым стало благодаря Чайковскому, который превратил его в оперу. Фортуна, рок и судьба – излюбленная тема русского человека, в такую русскую рулетку и предстоит сыграть не только актерам, но и зрителям. В канву основного сюжета добавили еще линию графа Сен-Жермена, а также непосредственно обряды посвящения и символику масонства, что предало дополнительный мистицизм атмосфере.

Пройдя гардероб, вы поднимаетесь наверх по парадной лестнице. На втором этаже расположен бар, где периодически среди гостей вальяжно прогуливается хозяин дома граф Сен-Жермен. Но побывать в его тайном кабинете предстоит не всем. 6 счастливцев, купивших билет за внушительную сумму в 30 тысяч рублей, получат эту возможность, а также и ряд привилегий во время спектакля. Например, только их смотрители заблаговременно сажали на самые лучшие места. Или тот момент, когда обычные зрители стояли, для почетных гостей были приготовлены специальные кресла.

Хотя назвать кого-то из 54 человек обычными гостями (по числу карт во французской колоде) язык не повернется. Цена варьируется от 7 до 10 тыс. за билет. Понятно, что позволить себе купить его сможет не каждый. У организаторов на этот счет есть аргумент, что такой жанр, как опера, не может стоить дешево. Большой штат солистов, музыкантов и артистов балета требует больших затрат. И количество зрителей на каждый сеанс достаточно ограничено. Но такая стоимость билета формирует и определенную публику, придавая эксклюзивность и мероприятию, а это сейчас очень любят. Чем вам не аристократические приемы или закрытые салоны 19 века, куда без определенной протекции было не попасть? Да и дресс-код, упомянутый в приглашении, больше навевает на мысли о фамильных украшениях, нежели на рваные джинсы. Платья в пол одевать не обязательно, но и забывать, что вы идете в театр, тоже не стоит. Но при этом откажитесь от неудобной обуви и громоздких сумок – это вам будет только мешать.

После недолгого пребывания в баре зрителей запускают по очереди за дверь, после чего уже с завязанными глазами провожают до места, где все и начинается. Но вот вам совет: не спешите зайти в зал первыми – лучше дольше находиться в фойе, чем сидеть потом с завязанными глазами в зале.

Дальше мы уже передвигаемся от комнаты к комнате: это игральный кабинет, покои графини, летний сад и, собственно, бальный зал. Также зрители будут попутно проходить зеркальную комнату с макетом особняка, многочисленные коридоры и лестницы.

Больше всего игрового времени отдано, конечно, Графине-Германну-Лизе. Их разбавляют танцы балета и несколько песен хора. Нужно сказать, что графиня получилась достаточно колоритной дамой. В громоздком костюме она тяжелой поступью поднимается в зимний сад в тот момент, когда Лиза с Германном тайно встретились. Дополнительную интригу спектаклю добавило участие Петра Налича, исполнившего партию Германна. Но если вы являетесь поклонником творчества именно этого артиста, то советуем заранее узнать состав исполнителей.

Поют все солисты хорошо и даже очень. Им не мешают ни зрители, которые рядом с ними же бок о бок, ни отсутствие специальной акустики. Вообще же, техническое оснащение спектакля достаточно велико: это и медиапроекции  (Графиня так и норовит подмигнуть с портрета), а также всевозможные спецэффекты, добавляющие пространству, созданному Полиной Бахтиной, глубины.

Но главная интрига была все-таки в том, как подадут классическую оперу в иммерсивном формате. Не секрет, что зрители уже изрядно находились за прошлый сезон и уже, наверное, просто хотят посидеть и отдохнуть. Но «Пиковая дама» показала зрителям не просто очередную «бродилку», а новый формат синтетического жанра. Первое, что отличает именно этот спектакль, – отсутствие всяких масок и деление на группы. Теперь не нужно пытаться восстановить в памяти сюжет, чтобы понять происходящее перед вами, и ходить одному в поисках приключений. Группа одна и передвигается за своим проводником, а это сам Александр Сергеевич, который ведет вас по своей повести. По сути, это такая своеобразная альтернатива – если вам скучно сидеть на классической опере, то, пожалуйста, вы можете на ней постоять.

И в конце не отказывайтесь от шампанского – это тоже часть спектакля.


Фото: пресс-служба оперы-променад “Пиковая дама”

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»