Ваше сообщение успешно отправлено!

Женское и мужское. “Сюзанна”, Школа драматического искусства

Женское… Это три Сюзанны: Сюзанна в возрасте – Евгения Симонова, Сюзанна средних лет – Александрина Мерецкая, Сюзанна юная – Алиса Рыжова. Служанка – Александра Лахтюхова. Хор  – Светлана Анистратова, Анна Бабыч, Елена Гаврилова, Ольга Пенина, Екатерина Серебринская.

И мужское. Режиссер – Александр Огарев. Драматург – Юн Фоссе. И силуэт, цилиндр, человечек из тканых салфеток, порыв ветра – Хенрик Ибсен, не указанный в программке, но, несомненно, являющийся персонажем этой истории.

У истории есть и своя история. Драматургия Юна Фоссе является новым источником для российского театра. Юрий Бутусов выпустил в Театре имени Ленсовета (Санкт-Петербург) «Сон об осени». Пьеса «Имя» в режиссуре Йоэля Лехтонена идет в Москве, в Центральном доме актера. В Школе драматического искусства в рамках фестиваля «Три ступени лаборатории. Игра с текстом. В диалоге с автором…» прочитаны пьесы «Жить тайно», «Телемах», «Вон там», «Свобода», тогда же для театра “Школа драматического искусства” была переведена «Сюзанна», которая обрела свое сценическое воплощение.

Декорации спектакля образуют практически лабиринт, пусть и не очень сложный – есть окно на улицу, два зеркала, потайная комната. Много вещей и предметов мебели – стол, венские стулья, граммофон, камин, свеча, искусственная птичка в клетке. Это квартира Сюзанны Ибсен, из которой она после смерти мужа не выходила 8 лет – до своей собственной смерти. Невидимое здесь также осязаемо, как и реальное – служанка, передвигаясь по сцене, огибает несуществующие стены, а пожилая Сюзанна, жалуясь на свой ревматизм, в который раз просит Ибсена закрыть окно. И окно закрывается.

Главное в пьесе – это ожидание. Юная Сюзанна, только-только влюбившаяся в Ибсена, ждет его в гости, Сюзанна средних лет ждет мужа и сына Сигурда, чтобы отпраздновать его семилетие, а уже Сюзанна в возрасте хочет отметить с семьей свой собственный день рождения. Героини находятся на сцене одновременно, и пусть у Сюзанны в возрасте немного больше опыта и, соответственно, текста, все три героини равнозначны. И они разные. Мысли одной Сюзанны подхватывает другая, но реакции у них отличаются: там, где одна героиня переживает, вторая будет загадочно усмехаться. Нельзя не отметить работу художника по костюмам (Аси Скорик). Внешний вид героинь отражает их настроение и состояние. Юная Сюзанна рассекает по сцене в воздушном белом платье, Сюзанна средних лет кокетливо поправляет бретели длинного платья по фигуре с большим декольте и надевает туфли на высокой шпильке, а Сюзанна в возрасте шуршит тяжелыми черными юбками.

Женскость спектакля проявляется не только в том,что на сцене одни женщины, –это иллюстрация женского мира. Женское соперничество, женские комплексы («Сестра Мария намного красивей
…да почти все красивей меня..»), женские заботы – уход за вещами, готовка, сервировка стола. Но во всем этом есть некая иллюзорность. Вместо еды служанка разливает в тарелки синюю воду, на столе стоит стеклянный кувшин с ядрено-красным напитком, и даже чашки наполовину расплылись под действием неведомой силы. Поэтому с особой ясностью ощущаются мысли и переживания героинь, этот момент, когда они могут размышлять о настоящем, прошлом и будущем.

Хор в этом спектакле –совсем не незримый участник событий, подобно хору в древнегреческих трагедиях. Это те люди, о которых рассказывают Сюзанны, кто так или иначе присутствовал в их с Ибсеном жизни. Служанка, которая родила от Ибсена ребенка, знаменитая пианистка, восхищавшаяся его талантом, подруга Сюзанны, насмехающаяся над тем, какой Ибсен нелепый и тщедушный, и другие герои истории. Они поют и танцуют под Mr.Sandmanгруппы «The Chordettes», потому что, несмотря на насмешки, Сюзанна любит Ибсена всю ее жизнь, и никакого другого сна ей не нужно. Только Ибсен, про которого в финале все Сюзанны и говорят: «Ибсен – это я».

Несмотря на рваное повествование пьесы, спектакль получился очень цельным. Он о женской истории, которая крутится вокруг одного мужчины, вокруг его таланта и недостатков. Это рассказ о взрослении и опыте, но и о тонком полотне мира, в котором порой остается только ветер.

Фото: Наталия Чебан

Театрал-любитель. Верю, что театр способен говорить искренне о наболевшем. И если не изменить общество, то расставить точки над i в конкретной голове.


Еще статьи этого автора

Театр
Повести Пушкина
Календарный год и культурный код в спектакле Анатолия Шульева в театре Вахтангова
Еда
Ресторан «Тоттори»: японские открытия
Неизвестные гастрономические тренды японской кухни
Театр
Брехт. Швейк. Вторая Мировая.
Первый спектакль «Сезона учеников» в Студии театрального искусства