Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: “Светлый путь.1917”, МХТ им. Чехова

“А для тебя кусок свинца, он в тело белое вопьется.

Такая жизнь, брат, ждёт тебя… “

Начало 20-го века. Балетный класс Смольного института. Юные барышни в воздушных шопенках оттачивают адажио под музыку Адана. Работать им приходится “и за себя, и за того парня”, так как представители мужского пола отсутствуют. Руководит этим процессом интеллигентная особа Вера. Как-то в репетиционном зале появился рабочий-сварщик Макар. И ничего не предвещало беды, да только совсем неподалеку уже вершилась Революция.

В этом году столетие Великой Октябрьской социалистической революции все отмечают массово и с помпой. По телевизору один за одним идут сериалы, посвященные этой дате, выставки и театры тоже не отстают.

Фото: Михаил Белоцерковский

В МХТ им. Чехова молодой режиссер Александр Молочников поставил свое видение тех событий столетней давности, а если точнее, то собственное вольное толкование на этот счет. Автором текста является сам режиссер. “Светлый путь. 1917” – это продолжение его трилогии. В театре уже давно идет спектакль, посвященный годовщине начала Первой мировой войны, – “19.14”, а тему истоков русского бунта и сопротивления он продолжил в “Бунтарях”. Из-за своей камерности обе постановки идут на новой сцене. И вот теперь от Молочникова ждали размаха – он его и продемонстрировал.

Фото: Михаил Белоцерковский

О том, как большевики добивались любви пролетариата, переписывая историю, обещая все мыслимые и немыслимые блага, уже всем давно известно. Но то, как это показано в “Светлом пути”, должно взволновать самые смелые умы. Под кадры из советского кинофильма “Весна” на рампе сцены и истории появляется троица: Ленин, Троцкий и их верный сподвижник– товарищ Крупская. Властители умов решили создать свою собственную армию сверх людей, у которых вместо сердца специальное устройство – наподобие персонажа из фильма “Железный человек”. И если ты совершаешь дела, отвечающие идеям Революции и во благо делу, то гореть ему зеленым цветом, а если нет –красным. Это уже не человек, а машина «3 в одном». Макар, помимо прямых своих функций, таких как взять Зимний или разбить белых, может еще из пальца кипяток наливать, а животом хлеб печь. Настоящий сокол коммунизма. И начинается строительство нового мира. Молочников все время отсылает нас к советским фильмам: там кадры из х/ф “Ленин в Октябре”, “Светлый путь” и даже “Старик Хоттабыч”. Специально для спектакля был снят небольшой фильм “Чевенгур” по мотивам прозы Андрея Платонова.

Фото: Екатерина Цветкова

Для Виктории Исаковой, исполнившей роль Веры, сцена МХТ им. Чехова не чужая, хоть она уже давно работает в другом театре. Но именно здесь были ее первые работы после окончания школы-студии. Ее Вера – настоящая жена коммуниста: пока муж бьет кулаков, она хранит домашний очаг коммуны, но только мелкобуржуазные настроения не покидают ее. Не все новые декреты ей по душе. А сочувствие и жалость к вчерашней интеллигенции и вовсе доводит до беды. Возлюбленный Веры, Макар (Артем Быстров), с новым сердцем, скачет по сцене,как заводной. Он похож на персонажа детских сказок. Такой некий Иван, который должен пойти туда-не знаю куда и добыть то-не знаю что.

Фото: Екатерина Цветкова

А сами вожди устроили себе “рай в шалаше” посредине дворцовых залов. Ленин (Игорь Верник) и Троцкий (Артем Соколов), одетые в модные приталенные костюмы, лишь отдаленно напоминают нам исторических персонажей. Они больше похожи на офисных сотрудников, разрабатывающих новую стратегию по развитию проекта, то есть государства. Помогает им в этом верная соратница Крупская (Ирина Пегова), которая иглавный клипмейкер, и пиар-агент партии. Она готова и тылы прикрыть, и грудью на амбразуру лечь. Благодаря ей мы видим, как недостаточно привлекательные факты истории превращаются во всем известные исторические кадры. Ведь народу нужны зрелища, пока хлеба в стране нет.

Появляется в спектакле и прототип первого посла-женщины СССР, а также проповедницы свободной любви – Александра Коллонтай (Паулина Андреева). Она – это еще одна экспериментальная машина Революции.

Фото: Михаил Белоцерковский

Игорю Вернику совсем недавно уже приходилось играть вождя в другой постановке МХТ. В “Светлом пути. 1917” у него задача стала сложнее: за один спектакль ему нужно было показать сразу два персонажа. На смену немного  даже комедийному Ленину, который неожиданно стал сомневаться в своих же идеях, пришла его новая усовершенствованная копия; в мире машин он сам машина, и после обновления операционной системы у него уже нет жалости и каких-то человеческих эмоций.

«На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…»

У нового вождя Сталина в роботов превратилась уже половина населения – бесчувственные существа, лишь исполняющие его приказы. И вчерашние герои попадают уже под действие его кровожадной считалочки и отправляются поднимать государство на работы в далекие поселения и без права переписки.

Фото: Екатерина Цветкова

“Светлый путь.1917” – это некая сказка, а может быть, и просто сон. Спектакль похож на красочный комикс с супергероями и постоянно меняющей картинкой. Вожди – это будто инопланетный разум, который высадился на земле, чтобы захватить мир. Для архитектора Сергея Чобана спектакль на сцене МХТ стал дебютом в роли художника в театре. Сценография, на первый взгляд, передаёт всю серость того времени, но алые краски коммунизма, как капли крови, разбавляют всю картину. Пространство решено так, что удается использовать все возможности сцены: платформы, своды под потолок с клетками-комнатушками, табуретки-модули – все находится в постоянном движении, разбирается и трансформируется.

Фото: Екатерина Цветкова

Александр Молочников показал нам счастливый мир соцреализма, где все довольны: поют патриотические песни и возводят пирамиды физкультурников. Но потом все больше и больше в голове возникают “вредные” мысли о «небезоблачности» идеи. И “сметана из облаков” не появляется, и погреба у кулаков пустые. Новая власть не щадит никого – ни детей, ни женщин. Да и вместо последних и выходят на сцену мужики в хлопковых лифчиках. Субтильные и нежные барышни коммунизм не построят. Каждому времени нужны свои герои, а оно меняется очень быстро.

Главное фото: Михаил Белоцерковский

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»