Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: “Сергеев и городок”, театр им. Евгения Вахтангова

“Ах, как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться в городок!”

Слова песенки из старой юмористической ТВ-передачи помогают собрать мысли после просмотра премьеры на новой сцене театра Вахтангова. Режиссер (и замечательный педагог!) Светлана Васильевна Землякова вместе с труппой театра поставили роман в новеллах самарского писателя Олега Зайончковского.

Спектакль называется «Сергеев и городок», хотя само действие построено ровно наоборот: сначала мы видим город глазами писателя, а только потом узнаем его историю. И это очень верный ход, потому что если хочешь узнать человека, то посмотри, как он ведет себя с другими людьми. А люди –все такие разные: здесь и бывший член Союза писателей (Денис Самойлов), и деревенская старушка Пелагея (Мария Бердинских), непризнанный музыкант Федор Степанов (Владимир Шульев) и дворовый хулиган Харжа (Владимир Логинов), мамка двух сыновей (Ольга Боровская),один из которых покорил моря (Юрий Цокуров), а второму (Юрий Поляк) серьезно подпортил юность американский пиджак в клетку.

Персонажей гораздо больше, чем здесь перечислено. Актеры, как стеклышки калейдоскопа, создают рисунок спектакля, меняя роли и подчиняясь неумолимому движению жизни города –села, в котором разрушено гораздо больше, чем построено. Здесь и пространство городское, резко отличающееся от деревенских историй других известных спектаклей Светланы Земляковой –«На траве двора» и «В.О.Л.К.».

Городок – это длинная бетонная стена, шум шоссе и запах свежей резины. Передвижные декорации с легкостью образуют тесные кухни квартир и помещения завода, деревенский дом и вокзал, открывают воображению зимнее поле и гулкие коридоры больницы. Все сплетается в очень органичную картину – и вот уже больные в синих пижамах греются у телевизора, как у печи дома у деревенского священника. Добавляют точности персонажам костюмы – в деталях, как, например, меховая шапка одной из героинь, которую она не снимает, «чтобы не испортить прическу», прячется не дьявол, а знакомая до чертиков и боли реальность. Время так сразу и не определишь  – то ли это советская эпоха, то ли 90-е, то ли ранние нулевые, или же,скорее всего, все вместе сразу – такое подвижное «вневременье», в котором застряла российская провинция.

Главный герой спектакля не только наблюдает, он сам полноценный житель городка. Сергеев в исполнении Максима Севриновского читает стихи Пригова и Заболоцкого, отвязно танцует под «Sweetdreams» и, как знаменитый Веничка Ерофеев, путешествует по своим дорогам, заливая тоску алкоголем. Сергеев находит общий язык с соседкой Любовью Петровной (Мария Бердинских), но не может найти слов, чтобы поговорить с женой (Полиной Чернышевой). С соседкой просто: она вовсе не Люба, и в имени ее –трагедия, ее боль по прошлому и семье. А вот жена уехала, телефон молчит, и Сергееву остается только слушать пластинки, разделять переживания друзей и рассказывать истории о себе и людях. Он не презирает жителей городка и даже готов пожертвовать ради них жизнью.

Маленький человек – точно такой же, как в заголовке школьного сочинения 9-го класса. Но в городке не страшно и не стыдно быть маленьким. Жизнь на сцене обладает ценностью, а не ценой, а это весьма нужное напоминание для мира, в который Театр отпускает своего зрителя.

Фото: Александр Иванишин

Театрал-любитель. Верю, что театр способен говорить искренне о наболевшем. И если не изменить общество, то расставить точки над i в конкретной голове.


Еще статьи этого автора

Еда
Ресторан «Тоттори»: японские открытия
Неизвестные гастрономические тренды японской кухни
Театр
Брехт. Швейк. Вторая Мировая.
Первый спектакль «Сезона учеников» в Студии театрального искусства
Театр
Чем отличается жена от проститутки?
Спектакль «Капитал» в театре «Среда 21»