Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: мюзикл “Чайка”, Театр Луны

Летний знойный вечер. В поместье Треплевых идут последние приготовления перед вечерним представлением. Гости собрались у летнего театра, чтобы посмотреть новый спектакль. В окружении группы подтанцовки  на сцену в белоснежном платье и черной кожаной куртке буквально влетает девушка. Оставляя за своей спиной ошеломленных гостей,  она исполняет свою роль на новый манер. Это уже не привычная нам Нина Заречная, а настоящая рок-певица.

Свой юбилейный сезон Театр Луны под руководством Сергея Проханова открывает премьерой мюзикла “Чайка”.  Чеховских героев заставил запеть южнокорейский режиссер Те Сик Кан, который давно неравнодушен к русскому писателю. Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа уже не раз ставил спектакли по этой пьесе, но в других городах, а теперь пришла очередь и Москвы. По словам постановщиков, этот спектакль нельзя отнести к какому-то конкретному жанру, поскольку грань между мюзиклом и драматическим спектаклем показана условно. “Не каждый зритель готов смотреть пьесы Чехова с их длинными монологами и диалогами. Поэтому герои Чехова запели”. При этом у каждого персонажа есть свой собственный музыкальный стиль. Так что за один вечер мы услышим и шансон, и арии Аркадиной, а также романс в исполнении Дорна. Автором текстов этой инсценировки стал Борис Рывкин, а композитором – Георгий Юн, которые в кратчайшие сроки смогли составить всю партитуру.

“Каждый пишет, так как хочет и так как может”

По сюжету действие происходит в имении Петра Николаевича Сорина, который проживает там вместе с сыном своей сестры – Константином Треплевым. Он вместе с дочерью своего соседа, Ниной Заречной, увлечен творчеством и любовью к искусству.  Смуту в их отношения вносит приезд в имение известной актрисы Ирины Николаевны Аркадиной, матери Кости, а также ее кавалера, писателя Бориса Тригорина. Их появление ставит с ног на голову жизнь главных героев, и трагического конца уже, кажется, не избежать.

На роль Кости позвали Никиту Преснякова, который в смену с Евгением Зайцевым исполняет эту роль. Треплев имеет вполне себе рокерский образ – рваные черные джинсы, рубашка в клетку, повязанная на бедрах, – стиль эпохи гранж. Депрессивное настроение подходит ему: вечно сомневающийся, неуверенный молодой человек, который, как цветок, тянется к матери, а она воспринимает ребенка лишь как обузу, мешающую ее жизни. Аркадиной (Анастасия Стоцкая) совсем не до сына, ей жалко на него денег, она занята лишь своей карьерой. Даже кажется, что увлечение Тригорина (Иван Ожогин) Ниной Заречной ее больше забавит, чем беспокоит. Не он – так другой. Анастасии Стоцкой удалось показать образ не просто уверенной, а скорее даже самоуверенной дамы. Она с легкостью пользуется своим положением и добивается всего, чего хочет, щелчком пальцев или своими капризами. Это не классическая Аркадина, а современная бизнес-леди. Иван Ожогин показал вальяжного, усталого от всего человека. Он “ходит барином” и ищет себе развлечений в деревне. Нина Заречная (Анфиса Калимуллина) как раз и стала этой забавой, которая, как птица, полетела навстречу мечте. Трансформация героини от первого действия ко второму заметна у нее больше всего: она была белой «чайкой» в первом акте, а во втором, уже прожженная жизнью, предстает перед зрителями в алом платье.

“Красивенькая, нарядненькая, но не будем столько хвалить, а то сглазим”

В качестве декораций используют знакомый прием – крутящийся элемент, который позволяет по-разному формировать пространство. Стеклянный павильон-оранжерея с открывающимися створками и лестницей, ведущей на крышу, напоминает флигель, в котором писал свою “Чайку” сам Антон Чехов. Эта конструкция служит и комнатами, и садом, и сценой для спектаклей Треплева, и местом тайных свиданий героев. За стеклянными стенами не скрыться ни от чьих глаз – все как на ладони. Не ускользает от Аркадиной увлеченность Тригорина Ниной, как и сложные перипетии между другими героями.

Мюзикл “Чайка” – это не классическая интерпретация Чехова. Спектакль получился местами смешной, временами – с элементами трагедии. По словам режиссера, он не стремился попасть в какой-то один жанр, главным было сохранить основную мысль Чехова. Поэтому акцент был оставлен на отношения героев между собой, на их душевные трансформации и переживания, которые могут произойти без принадлежности к определенному времени.

“Вот вам слив в дорогу”

“Чайку” в таком звездном составе покажут всего 20 раз, после чего спектакль отправится на гастроли. Но, как пообещало руководство театра, в афише спектакль останется, однако, скорее всего, главные роли будут исполнять уже другие артисты.

Фото: Лидия Гончарова

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»