Ваше сообщение успешно отправлено!

Мрачные Саяны. Мистика Южной Сибири

В некоторых людях тяга к приключениям выражена сильнее обычного. Таких путешественников не в силах остановить даже плохая погода. Скорее, они примут это как вызов. Вызов самому себе!

Сергей Руденко – один из таких странников, чье увлечение уже давно переросло в образ жизни. Мы знакомили вас с его Инстаграмом в прошлой статье: Путешествия по Instagram: еще 5 аккаунтов, на которые стоит подписаться. А сегодня он поделится историей своего путешествия.

Приятного просмотра!

“1 Июля, раннее утро, 8:00. Я просыпаюсь в снятом домике на Аршане. У Ромы, который спал на соседней кровати, заиграл будильник. Первая мысль в голове: “Что там на улице?”. Я повернул голову в сторону окна. Дождь. Мелкие капли тихонько барабанили по крыше, и я начал все громче слышать их в голове. За окном была мрачная погода, веяло свежестью и некой мистикой.

“Ну что, пора в путь”, – подумал я, встал и начал собирать вещи. Это утро началось не так, как мы ожидали. Прогнозы яро передавали солнечную погоду на сегодня, и наше восхождение на пик Аршан отменяется, вместо этого отправляемся в глубь Восточных Саян, навстречу дождю и красивым видам. Мы пока не видели полной картины происходящего. Я, как обычно, решил выйти на улицу, чтобы немного проветриться. Домик был наполнен уютом, и даже открытие старой коричневой деревянной двери, которая скрипела при каждом движении, казалось неким нарушением целостности этой атмосферы. Вовнутрь попадал холодный воздух. Такой, каким он бывает в краях высокой влажности и суровых дождей. Выйдя на улицу, первом делом посмотрел в сторону пика Аршан. Он был весь в облаках, смотрелось это просто невероятно. Словно куски сахарной ваты, что зависли в воздухе. В моей голове промелькнули первые фотографии, которые я планировал сделать, и стало понятно: нужно торопиться. Красота не ждет.

Сборы. Мы уже поели, тихонько собираем рюкзаки. Несмотря на то что планировалось идти в хорошую погоду, к плохой мы тоже были готовы. “Всегда нужно готовиться к полному аду”, – говорили мы себе перед поездкой. У нас были все необходимые вещи. Хорошие дождевики, чехлы на рюкзак, обувь, на которую мы немало потратились. Камеры – от “зеркалок” до “экшн”. Мы давно перестали ходить в горы просто ради развлечения, – теперь это стиль жизни.

Дождь усилился. “Погода в горах непредсказуемая”, – сказал Рома, и я в принципе с ним согласен. Бывало, что туча могла спуститься с горы и за считанные минуты окатить тебя несколькими ведрами воды, а ты даже дождевик надеть не успеваешь. Ну да ладно. По плану был путь вперед.

Легкие и холодные капли на лице, шелестящий зеленый и очень густой лес, речка, стремящаяся вниз по руслу. Вот мы и на тропе. Хлюпая жесткими альпинистскими ботинками по грязи и мокрым иголкам, мы переходим этот густой лес вблизи поселка Аршан. Виды действительно захватывают. Туман белой пеленой висел на макушках деревьев и совершенно не думал спускаться вниз: все будто замерло и время остановилось. Наглядеться было невозможно. Я сделал пару кадров.

Начинается первый подъем. Очень душно. Тем временем мы в тишине, которую нарушает только топот ботинок, поднимаемся в облака. В тот день они были очень низко. Странное чувство. Влажность здесь необычно высокая. Почему-то я задумался о двух вещах: о фильме “Сайлент Хилл” и об облаках где-то на вершине Мунку Сардык (Самая высокая точка Бурятии и высочайшая вершина Восточных Саян. – Прим. Ред.). О том, как за доли секунд влажность превращается в снег, осыпается на альпинистов, которые медленно и уверенно идут к своей вершине. Мы тоже были в их числе. Еще один кадр.

После подъема мы были на Анапурне – так называют небольшую горку, которая является некой проверкой, готов ли ты двигаться дальше. Наверху был ветер, и мы понимали: дальше наш путь проходит через ущелье реки Кынгарга, она уже шумела внизу, ветер там будет в разы сильнее. Пока мы спускались вниз, туман остался наверху, а река тем временем шумела очень сильно. Начались первые переправы и величественные каменные стены, которые всегда так нравятся туристам. Они великолепны. Щелк!

Ветер в ущелье был очень сильный, пробирающий до костей и на удивление шумный. Даже река своим звучанием не заглушала его. Становится немного зябко, особенно во время остановок. В этом месте зимой тоже очень холодно, буквально на 5 градусов температура ниже, чем в посёлке. Нам уже несколько раз удалось пересечь Кынгаргу – она еще не успела набрать полную мощь, поэтому перейти ее можно было, балансируя по камням, что мы и делали. Вот и водопады, где зимой мы с альпинистами устраиваем ледовые занятия (Отработка техники ледолазанья. – Прим.Ред.), но сейчас они смотрятся прекрасно. Также мне очень запомнилась эта огромная скала, верхушка которой была скрыта в тумане. Она стояла так гордо, глядя высоко в небо, ее размеры потрясали, а сам вид заставлял все внутри трепетать от радости и этого природного величия.

После извилистого и ветреного ущелья нас ждали частые переправы через Кынгаргу (река). Небо стало гораздо светлее, был моросящий дождь, он преследовал нас всю дорогу. Водопады, реки, огромные слоеные горы и, конечно, туман. Зелень здесь имела особый оттенок, который трудно найти в другом месте и в другую погоду, – он был темный, насыщенный и спокойный.

Путь через ущелье закончился. Мы сильно промокли. А холод…Кажется, я чувствую его и сейчас. В нем было что-то особенное, свойственное только этим диким местам, одиноким речкам и горам, молчаливо и грозно смотрящим на туристов. Место было живым, и мы чувствовали это. Через три часа пути решено было сделать привал. Впервые за день на небе появился чистый участок, и на пару минут выглянуло яркое солнце. Это была большая радость – хоть немного можно передохнуть, подсушить дождевики и перекусить, одновременно с этим туман рассеялся, и стало намного теплее. Но ненадолго. Небо вновь затянуло. “Пора”, – решили мы и двинули в путь. Дальше путь пролегал через негустой лес и эффектные виды на скальники восточных Саян, возвышающиеся прямо над нами.

Лес пройден. Мы вышли на стрелку. Впереди нас ждала еще одна переправа и поворот налево. Река бурлит в пяти метрах от нас, внушая легкий ужас, перейти ее будет непросто. Мало узких участков. Анализируя наш примерный маршрут, мы даже не обратили внимания, что на другом берегу мужчина в ярко желтой куртке наблюдал за нами. Позже, когда мы все-таки перебрались на другую сторону, узнали: на той стороне был лагерь большой сборной группы. Коммерческая группа с мастером спорта по альпинизму во главе. Старый мужчина, сильный духом, щетина на лице придавала ему довольно серьёзный вид, хотя в душе он был веселым человеком. “Мы выдвигаемся завтра в 8:00”, – сказал он и прикурил. На одной руке у него не было всех пальцев – потерял в горах. В такие моменты я часто думаю, стоит ли оно того? Горы – очень опасное место, и даже профессионал не знает, что его там ждет. Но почему еще ни один не смог отказаться от этого пьянящего чувства победы, когда ты втыкаешь ледоруб в снег на вершине горы и кричишь что есть сил о радости? Странные люди, и мы ведь тоже одни из таких…

До зимовья (Охотничий дом в лесу, где любой может переночевать, найти еду и укрыться от дождя. – Прим.Ред.) еще полтора часа. Не самое приятное это чувство – идти по лесу, шлепая по лужам. Сил уже не так много, как в начале пути, да и психологически немного выматывает. Деревья медленно покачиваются на сильном ветру. Дождь набирал обороты, капая на траву и кустарники, играя всем знакомую и успокаивающую мелодию воды. Внутри уже есть напряжение: а вдруг долго будем идти или заблудимся…

Так сложилось, что за разговорами мы не заметили, как пролетело время в пути, как прошли все самые грязные и водянистые места на тропе. Еще немного, и будем на месте. Спустя полтора часа, промокшие с головы до ног под уже сильным ливнем, идем по маленькому подъёму, за которым стоит этот старенький деревянный домик, где мы проведем сегодняшний день. Вот оно – “зимовье”. Зимой нам удалось встретить там шамана. В этот раз там был маленький мальчик и его отец – смуглые буряты из Кырена, поселок в Тункиской долине. Собирали здесь Саган-дали (Редкое растение, растущее на высокогорных каменистых склонах Саян. – Прим.Ред.) и продавали на местные рынки, тем самым зарабатывая на жизнь. Тем временем мы открыли сухпайки, переоделись в чистую одежду, растопили печь, хоть и ненадолго, и спокойно смаковали, попивая горячий чай. Дождь в тот день так и не закончился.

2 июля. Утро. 5 часов. Темнота с проблесками едва видимых треугольных окон. Уже такое знакомое и привычное потрескивание капель по крыше. Приходит осознание того, что дождь шел всю ночь не переставая, и сейчас все горные реки набрали полную мощь. В первый день дождь только заполняет резервуары, а на второй уже появляется бурный поток. Прогноз не сбылся: даже на второй день все осталось прежним. Везет на погоду в этом году. Времени мало, нужно успеть догнать группу альпиниста, чтобы вместе перейти реку. Хоть у нас и были веревки, все равно с людьми проще. Выглянул в окно. Огромные тучи перемещаются по ущелью, застилая все внизу пеленой дождя. “Даа, мы попали”, – сказал я. Больше всего мы думали о том, как перейти реку, –  остальное было неважно.

В углу висела мокрая одежда, она не успела высохнуть за ночь. К сожалению, именно ее и придется надевать в путь, чтобы иметь сухую в запасе. Но ничего. Прорвемся.

Через час дверь зимовья открылась. Был сильный ливень. Мы пошли настолько быстро, насколько это возможно. Роса немедленно замочила все ноги. Земля больше не была жесткой и пригодной для спуска, она стала мягкой и мокрой. Мы месили ее, словно кашу, спускаясь вниз. Река, которая летом обычно высыхает, стала белым, бушующим потоком, готовым снести все на своем пути. Масштаб проблемы стал понятен. Быстро-быстро мы сбрасывали и сбрасывали высоту, времени достать камеру не было. В один момент я остановился, чтобы сделать это, но друг меня отговорил.

Когда добрались до альпинистов, выяснилось, что они отложили старт на пару часов. А мы двигаемся дальше. Впереди река. Она больше не имела чарующий голубоватый оттенок, теперь это был грязевой поток, внушающий ужас, – от красивой реки не осталось ничего. Переходить ее пришлось по тонкому бревну, подошва Vibram ( Альпинистская и трекинговая обувь. – Прим. Ред.) не рассчитана держать хорошее сцепление на мокром дереве, и поэтому любое лишнее движение могло привести к падению.

День был похож на предыдущий, разница разве что в  ветре; интересно было наблюдать,как капли дождя летели горизонтально, а не вертикально. Странное явление.

Мы на подходе к Аршану. Осталось каких-то два часа, и все бы ничего, но в конце любого пути тебя ожидает самое трудное испытание, после которого ты сможешь насладиться победой в полную меру. Для нас этими испытаниями стали переправы через реку. На пути туда мы могли спокойно преодолеть ее по классическим маршрутам, но теперь вода поднялась, и дороги изменились. Мы больше не шли по старой тропе, и в связи с этим нам встречались весьма опасные и в тоже время захватывающие своей красотой места. Как, например, самая длинная переправа, состоящая из двух бревен, одно из которых было буквально в воде; быстрый поток шатал его из стороны в сторону, но иного пути не было, пришлось идти и преодолевать себя. Честно, это было страшно.

До Аршана рукой подать, настроение на высоте, мы резво идем вниз. Проходя очередной поворот в ущелье, мы увидели, что единственная переправа на ту сторону реки была смыта. Бревно унесло на 50 метров вниз – просто сломало на две части. Других вариантов нет. Нам придется перейти этот ужасающий, бурный коричневый поток вброд. На нашей стороне впереди были скалы, размытые дождем. Рома попытался залезть по ним, но с каждым его шагом было ясно, что это невозможно, – земля мокрая. Местами были грязевые сходы. Выход только один. Это был очень эмоциональный момент. Мы переодели обувь, заменив ботинки на тапочки, закатали штаны, достали трекинговые палки, чтобы был упор по течению, сделали обвязку и соединили карабины. Если один упадет, второй сможет дать ему возможность отплыть к берегу до того, как он попадет в первый порог. Все было готово. Обсудив детали, мы начали свой переход. Вода была ледяная. Три шага. Глубина становится все больше. Три шага. Течение усиливается, глубина выше колена. Три шага. Течение стало очень сильным и в совокупности с глубиной, которая была выше чем половина бедра, не давало нам ни единой секунды на расслабление. Спустя 20 секунд трекинговые, палки на которые мы упирались, буквально гнулись под нашим напором и вылетали из-за сильного течения, требовалось немало сил, чтобы снова сделать из них упор. Течение в это время старается подхватить тебя и унести вперед. Ты не поднимаешь ноги выше 5 см от дна. Иначе тебя снесет, и тjulf упадешь в холодную воду.  Глубина достигла пояса. Ноги начинают потихоньку отказывать, они замерзли еще тогда, когда мы только зашли в воду. Голова старается делать все правильно, адреналина все больше, все внутри бешено бьется. Вот он, берег; почти пришли. Да, холодно, но нужно идти до конца. Глубина стала уменьшаться, и мы наконец вышли. Это было невероятно, мы кричали и радовались. На тот момент это казалось большим достижением, и мы его сделали, дрожа от холода. Это был единственный момент, который Рома не заснял на камеру.

В общем, остальной путь прошел по плану, мы полазили по скалам и второпях успели сесть на нужную маршрутку, после чего с огромным облегчением и морем эмоций отправились домой. Да, это было жестко – идти два дня под дождем и переходить опасные реки было не самым приятным занятием, но зато где еще можно так хорошо ощутить вкус жизни и всех удобств, что окружают нас, как не в том месте, где их нет…”.

Сергей Руденко. Родом из далекого города на севере России – Алдан, республика Саха Якутия. Всегда любил забраться повыше, нашёл отраду в горах. «Ровно полтора года назад я листал ленту Инстаграм и случайно наткнулся на фотографию просто великолепного места. Это были Соболиные озёра. Два больших озера, словно инь и ян: одно – большое, холодное, точно зеркало, другое – маленькое, бурное и тёплое. Фотография понравилась мне настолько сильно, что у меня появилось сильное желание увидеть все воочию», – так и началось первое путешествие Сергея длиною в жизнь. С тех пор прошёл год, за спиной – около 10 вершин, сотни километров расстояния, около 30 километров в высоту, больше 5 встреченных рассветов на вершинах, и это только начало.

Творческая личность проекта. Считает, что нет некрасивых мест в нашей стране, – есть неправильный угол обзора.

• Здравый смысл

Абсолютная безалаберность и отсутствие чувства самосохранения- обязательного качества хорошего туриста/альпиниста. Зная количество и качество “мостов” через Кынгаргу, ребятам стоило тысячу раз подумать перед тем, как идти в сторону стрелки в дождь, особенно вдвоем. Да, кадры шикарные, но стоят ли они жизни?

• http://vk.com/id231447172 Сергей Руденко

Вы действительно считаете, что мы отправились туда на авось? На дело случая? Это все планируется заранее и даже тот последний переход через реку был запланирован заранее и для него были взяты все необходимые инструменты. Вопрос был только в одном – когда он случится. Все те факты: увеличение реки, ухудшение тропы, холод. Все было просчитано до выхода на тропу. Именно поэтому мы живы и кстати, даже не заболели.

А если уж разговор зашел о туристах альпинистах. То за день до этого, группа альпинистов в составе трех человек, двое из которых девушки, забиралась на центральную вершину пика трехглавая, 10 часов под жестким ливнем и ветром. Все живы и здоровы. Они тоже безалаберные и с отсутствием чувства безопасности?

Судя по вашим словам, вы только начинаете свой туристический путь, раз считаете, что туристы и альпинисты должны путешествовать только в хорошую погоду и только по безопасным местам. Ну что ж, пусть будет так.
      Ездите на Байкал, там безопасно и солнце светит

• http://vk.com/id25925562 Роман Шипановский

Сергей правильно сказал, что все эти моменты были просчитаны заранее. Но прогнозы погоды со всех источников обещали улучшение погоды ещё к обеду первого дня…

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Мода и красота
Хроническая усталость
Хроническая усталость – чувство разбитости и утомления, отсутствия желания делать что либо.
Будь в форме! Тренировки на улице. Часть 2
Скоро мы уже не сможем сказать, что мороз у нас 7 месяцев в году!
Мода и красота
Будь в форме! Летние тренировки. Часть 1
Упражнения, которые помогут держать тело в тонусе. А еще их можно увезти с собой