Протокол Мы.

Фестиваль перформанса в Центре имени Вс. Мейерхольда представляет спектакль участников кружка пьесы и группы Dance/doc
В перформансе «Протокол МЫ» принимают участие обычные люди. Совсем скоро они выйдут на большую сцену. О том, как идут репетиции, о чем мечтают участники и зачем они учат танго, читайте в спецпроекте Porusski.me
Атмосфера в зале расслабленная: одна из участниц разминается на полу, другие что-то увлеченно обсуждают. Все в удобной спортивной одежде готовятся к началу занятий. В углу стоит микрофон, из динамиков звучит музыка из фильма «Запах женщины». Двадцать участников — представители разных профессий, взглядов и увлечений — в течение месяца при помощи сочетания танца и монолога будут исследовать друг друга и искать ответы на простые вопросы.
12 занятий
1 месяц
36 часов
Юлия: «Я бы хотела быть клоунессой бродячего театра. Там же главное — глупо выглядеть, а это у меня хорошо получается».

Юлия: «Я бы хотела быть клоунессой бродячего театра. Там же главное — глупо выглядеть, а это у меня хорошо получается».

Метод «Протокол»
Метод «Протокол» – серия воркшопов, посвященных идентификации человека через рассказ о себе – вербатим и движение.
Серия протоколов появилась из «КРУЖКА пьесы» Саши Денисовой. КРУЖКИ в ЦИМе — это проект уникальный: это такие курсы для взрослых по театральным и околотеатральным дисциплинам. Под руководством драматургов, режиссеров и хореографов люди, которые до этого были только зрителями, теперь могут писать пьесы, участвовать в создании спектакля и потом выступать на сцене. Таким образом, участники знакомятся с современным театром и имеют возможность видеть весь процесс изнутри.
Саша Денисова и Костя Челкаев
руководители
Саша Денисова – шеф-драматург ЦИМа, драматург, режиссер, ведущая кружка пьесы; Костя Челкаев – танцовщик, хореограф и перформер ("Балет Москва", ЦИМ). А вместе они – группа Dance/Doc.
руководители
Саша Денисова и Костя Челкаев
Саша Денисова – шеф-драматург ЦИМа, драматург, режиссер, ведущая кружка пьесы; Костя Челкаев – танцовщик, хореограф и перформер ("Балет Москва", ЦИМ). А вместе они – группа Dance/Doc.
— Сейчас в Цeнтре имени Вс. Мейерхольда будет проходить фестиваль «Перфоманс в ЦИМе», а вы со своей лабораторией будете открывать его спектаклем «Протокол Мы». Что вы покажете?

—  Саша: Мы попытались скрестить документальный театр и современный танец, сделав обычных людей не просто героями, но и исполнителями своих собственных ролей. Часто в документальном театре кто-то кого-то опрашивает — драматурги или сами актеры. Потом из вербатимов создается спектакль: актеры играют реальных людей. А тут реальные люди сами играют, скажем так, себя. Мы относимся к свидетельскому театру: сами участники становятся документами своего опыта, двигаются и танцуют.
Верба́тим – это документальные монологи, рассказанные обычными людьми.
—  Каждое занятие имеет свое название, например, «Протокол лосось» или «Протокол счастливая любовь». Эта структура была заранее построена, или вы все придумывали по ходу под участников в зависимости от их реакции?

—  С.: : У нас была амбициозная задача придумать некий метод. Мы с Костей дали ему название «Протокол». Во-первых, это посвящение любимым Rimini protokoll, во-вторых, Протокол — запись в определённом формате, фиксирующая некие произошедшие (или происходящие) события, а в IT есть протокол передачи данных. Мы захотели создать лекала, где этапу человеческой жизни соответствует танец. Или шаблон, по которому один человек может узнать другого. Или форма, в которой много людей смогут проявить себя. С другой стороны, протокол#nbsp— все, что происходит. Документ.

Первый спектакль мы сделали на малой сцене, и он назывался «Протокол Я», где наши кружковцы говорили, кто они такие, и пытались быть свободными в своем танце.

Главная задача Протокола — найти каждому смысловому сегменту свою телесную партитуру. То есть несчастной любви соответствовала партитура падения, такой катастрофы жизненной, а сожалению — Протокол «Лосось», где каждый, желающий сказать, о чем жалеет в жизни, должен прорвать бег участников по кругу, пойти как бы вспять течению жизни и пробиться к микрофону. У нас смешные названия — Протокол Drama Queen или Триоли мечты.

Костя: При этом мы пытаемся найти телесное движение, которое бы проявляло тот или иной смысл.

С.: В первом спектакле мы думали, что у нас будет франшиза, как в спектаклях Rimini protokoll или Жерома Беля. У них в разных городах партитура не меняется — только участники. А мы пока только изобретаем эту вещь, плюс мы не такие авторитетные люди. Мы пытаемся найти эту структуру, которая сможет воспроизводиться с разными людьми. Мы хотим сделать такую форму, в которой человеческое содержание будет пульсировать, бить ключом, люди смогут проходить через эту лабораторию и рассказывать о себе.

К.: Еще я бы добавил, что, говоря о современном танце в рамках фестиваля «Перформанс в ЦИМе», мы подразумеваем под ним не жанр; мы имеем в виду танец, который получил свое рождение и развивался в ХХ веке. Это целое поле, связанное с изменением знаний о теле, накопленная база различных взглядов и подходов к телу. Можно считать танец некой метафорой. Наша задача — найти танец, который соответствует нам, нашему телу, нашему опыту. В этом Протоколе мы используем социальную хореографию. И чтобы создать образ мы используем жанровые, социальные танцы — танго, мамба, хип-хоп.

С.: Еще я хотела сказать, что «Протокол Мы» отличается от «Протокола Я» тем, что мы пытаемся в этом комьюнити, в этой образовавшейся общности выявить какие-то различия между людьми в танцклассе. То есть они будут танцевать что-то и делиться на группы в зависимости от своих убеждений, жизненных позиций, состоят ли они в отношениях, снимают ли они жилье или обладатели московских квартир, есть ли у них дети, реализовались ли они в жизни. Для меня как драматурга, который много занимается документальным театром, важны звучания текстов. Поэтому их реплики рождаются в вербатимах. Они сами опрашивают друг друга, рассказывают о своих травмах, обидах и о смертях близких. При этом важно, что это делают они сами, что не я центр этого. Все, что человек говорит в текущий момент времени, — это правдивый слепок его души. Тот синтаксис, которым он наполняет свою речь, речевые обороты — это и есть он настоящий. Потому что завтра он уже будет другой.
— А были сложности с участниками, может, кто-то не хотел, не был готов?

С.: Да. Один ушел. Он сказал, что для него это слишком откровенно.


— В отличие от «Протокола Я» в «Протоколе Мы» появились и профессиональные актеры. Какая у них задача? Они как полноправные участники или помогают вам?

С.: Они тоже участвуют как носители своего собственного опыта, для них тоже важно раскрываться. Мы их попробуем в каких-то танцевальных батлах, чтобы сравнить драматическое и исполнительское мастерство. Понять, как это выглядит на сцене, чему больше верим. При этом они не отделены друг от друга.

К.: В рамках танцкласса мы ввели танцоров как учителей. Это проводники в современный танец — за счет умений они могут приближаться к сути танца, мы пытаемся показать дополнительный способ трансляции образов.

Здесь мы показываем способы работы со своим телом, чтобы движение было естественным. И при этом в современном танце нет какого-то конкретного идеала, к чему стремиться, есть процесс познания своего тела, бесконечный процесс обретения свободы в танце.


Ждать ли продолжения в следующем сезоне, и будет ли ещё кружок пьесы?

С.: Мы сделаем еще и третий Протокол. Кружки пьесы в ЦИМе остаются, пьесы будем по-прежнему писать. А Протокол станет такой «человеческой» лабораторией.

К.: Есть задача создать в рамках театра такое символическое пространство, в которое люди заходят и, пройдя через танец и спектакль, как-то меняются.

С.: Да, некоторые поменяли работу. Они нашли здесь друзей и теперь вместе ходят в театры и обсуждают спектакли. Они танцуют на улицах. Мы-то хотели художественного результата в рамках сцены, а в итоге проект стал для них и нас неким меняющим, переломным этапом.

К.: А я знал, конечно, что так будет (смеется), ведь танец объединяет. И все это — об энергии и драйве, о жизни и возможностях поделиться танцем.

С.: Это не только о танце. Здесь есть такая составляющая, что ты можешь другого человека спросить, о чем угодно, за 7 мин. У меня есть тайминг в воркшопах — за это короткое время, опыт показывает, можно рассказать обо всем. Стать ближе. Услышать Другого. Стать собой.
«Некоторые поменяли работу. Они нашли здесь друзей и теперь вместе ходят в театры и обсуждают спектакли. Они танцуют на улицах.»
Олег: «Танец для меня это мысли о свободе. Потому что когда я танцую, всегда думаю: "Ну ладно можно и так, ну давай попробуем, ну ладно давай, не стесняйся". И пробую - и вроде как нормально».

Олег: «Танец для меня это мысли о свободе. Потому что когда я танцую, всегда думаю: "Ну ладно можно и так, ну давай попробуем, ну ладно давай, не стесняйся". И пробую - и вроде как нормально».

Перфоманс – исследование и восприятие себя. Артисты работают с собой и темой, которая им интересна.
Родион, 38 лет
Программист
«Я попал сюда случайно. О том, что в ЦИМе есть такой проект, как кружки, я узнал из фейсбука. Сначала мне понравился просто по названию кружок сторителлинга. К тому времени он уже закончился, а новый никак не начинался. Я посмотрел, что сейчас есть из планирующихся, и среди них был кружок пьесы Саши Денисовой. Я думал, что там будут рассказывать, как пишут пьесы, но когда пришел, выяснилось, что это не то, что ожидалось. Это оказалось здорово и интересно. Я не театральный человек. Для меня это, прежде всего, точка входа в комьюнити. Мне хотелось посмотреть на людей, примут ли меня, приму ли все это я. И самые лучшие ожидания оказались оправданы. Считается, что цель наших занятий — это финальное выступление, но на самом деле театр происходит с участниками во время этих репетиций, и главный опыт мы получаем на и между этими занятиями.
«Таня, это же ваша биография, положите текст
на место»
Изначально «КРУЖОК Пьесы» был направлен на попытку людей писать пьесы, но в последнем наборе пришедшие на него люди, думая, что их научат всем премудростям профессии драматурга, получили неожиданный опыт. Они стали и авторами, и актерами одновременно. Они должны были рассказать о себе, станцевать о себе и найти свою свободу в танце. Из первого «Протокола Я» практически сразу появился «Протокол МЫ». Это уже не просто кружок или культурная услуга, которую предоставляет ЦИМ в попытке научить, а полноправная лаборатория, которая имела свой логический финал в виде участника фестиваля перформанса в ЦИМе.
Александра, 26 лет
Хореограф
«Я попала по приглашению Кости Челкаева. В лабораторию нужны были профессионалы: актеры и танцовщики. Мне было интересно поработать с Костей и Сашей Денисовой и окунуться в эту атмосферу. По концепции они хотели сделать совмещение профессионалов и непрофессионалов, этакий новый театр. А у меня давненько не было интересных творческих процессов.»
2 психолога; 3 танцовщика-хореографа; 3 актёра; руководитель кросс-медийных проектов; фотограф; программист; дизайнер и замужняя дама.
Протоколисты еще после первого потока настолько сдружились и образовали свое собственное комьюнити, что стали общаться и за пределами аудитории, — они танцуют в парках, переписываются в общем чате. Их всех заранее предупредили, что из них будут делать новый театр, а они были только «за».
«Таня, это же ваша биография, положите текст на место», — к процессу подключается Саша Денисова. Протокол, который они сегодня разбирают, посвящен их дому, месту, где они родились и выросли. Разбирают тексты они вместе с профессиональными актерами, это тоже нововведение этого протокола. Помимо обычных участников на сцене с ними будут выступать актеры, перформеры.
«Можно считать танец некой метафорой. Наша задача — найти танец, который соответствует нам, нашему телу, нашему опыту. В этом Протоколе мы используем социальную хореографию.»
Помимо того, что им приходится делиться личными фактами, им еще предстоит и танцевать. Нет, это будет не постановочный танец: даже танго, которое они разучивают, состоит из нескольких базовых движений, которые им показывает Костя Челкаев, — остальное — это то, что идет изнутри. Парные танцы даются всем проще, людям нравится танцевать вместе — это же тоже своеобразное комьюнити. Взгляд, жест, поворот головы или взмах руки — инициатива тут никем не ограничена, а, наоборот, приветствуется, участники должны добиться внутренней свободы — свободы движения и танца.
В конце занятия они все садятся в символичный круг и разговаривают о своих мечтах. Саша несколько раз подчеркивает, что это не курс психотерапии, но вербатимы — это «такая штука, которая людей вскрывает». И это понятно: когда тебе приходится рассказывать о себе, своих близких — это непростая задача, а впереди еще разговор о душевных травмах и несчастливой любви. В этом протоколе среди участников есть и психологи, но даже им это дается непросто. Но, как бы тяжело им не было, они все равно два раза в неделю приходят в аудиторию ЦИМа, потому что тот опыт, который они там получают, дает им намного больше.
Лена Каратун
Тексты, интервью
Фотографии
Анастасия Черешнева
Дизайн
Мария Колоколова
Над проектом работала
команда редакции Porusski.me:
июня
Профессиональные артисты и участники кружка создали спектакль о себе.
29
Кружок пьесы и группа Dance/doc
представляет

«Протокол Мы»