Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: «Норвежские читки» в Школе драматического искусства

Тишина. Слышен только звук капающей воды. Мужчина и женщина. Она вся мокрая – то ли от дождя, то ли от слез; босая, рассказывает Ему о той свободе, которую она хочет обрести. Которой нет рядом с ним. Чемодан собран и уже стоит возле ее ног. Он сидит напротив в вязаном кардигане и молча греет ноги в тазу с водой. Для себя она уже все решила. Она уходит от него… Она пойдет искать свободу.

«Норвежские читки» – это четыре короткие пьесы знаменитого драматурга Юна Фоссе: «Жить тайно», «Телемах», «Вон там» и «Свобода». Специально для этой постановки Елена Рачинская перевела их на русский язык.

Норвежца Юна Фоссе, автора романов и драматурга, часто сравнивают с его соотечественником Хенриком Ибсеном, и на сегодняшний день он включен в сотню ныне живущих гениев. Но, несмотря на свою мировую известность, в России его пьесы ставят нечасто, и эксклюзивное право на реализацию этого проекта давало само норвежское посольство.

Norvezhskie-chitki-1

Norvezhskie-chitki-3


«Дайте мне жить тайно»

Спектакль поставлен в модном на сегодняшний день жанре «бродилки». В этом и заключается его необычность – все пьесы будут показаны в разных локациях, и зрителям все время придется передвигаться по театру. Под такой формат здание Школы драматического искусства будто бы специально и построено. Галереи, балконы и лестницы, черные ходы. Зрители от пьесы к пьесе ходят по заковыристым переходам и служебным лестницам, наблюдая за сложной структурой всех частей здания. Четыре уникальных зала – «Манеж», «Тау-зал», «Грот-зал» и «Глобус» – удается посетить за один вечер. Отличающиеся по форме помещения, расположенные на разных этажах, – спектакль позволяет побывать зрителю в тех местах, куда обычно вход воспрещён.

Перед началом спектакля всех собирают в зале «Манеж», где режиссер Александр Огарев вводит зрителей в краткий экскурс того, ради чего, собственно, и затевались «Норвежские читки» в Школе драматического искусства. Затем он уступает место Андрею Харенко, который монологом «Жить тайно» начинает спектакль. Он же в дальнейшем и стал нашим проводником, ведущим нас между залами и жизненными историями, появляясь в конце каждой пьесы с колокольчиком в руках, сигнализирующим, что нам пора идти дальше.

Norvezhskie-chitki-4

Норвежские читки


«Важней всего – не помнить, важней всего – забыть»

В своих пьесах Юн Фоссе затрагивает отношения между мужчиной и женщиной, понятия о верности, доверии и возможности быть услышанным. Типичные бытовые проблемы он поднимает на другой уровень, вкладывая более глубокий смысл, чем это может показаться сначала. В спектакле, как и во всех его пьесах, присутствует минимум действия и персонажей. И то, что постановка сделана в виде читки, является прямым следствием характера самих пьес. Они требуют камерного, интимного пространства, где зрители смогут включать свое воображение. Из декораций – только стол и стулья. Есть актеры и основная мысль, которую нам должны донести, и ничего лишнего.

В текстах постоянно присутствуют повторения – одни и те же реплики героев звучат по много раз, а актеры делают на них акценты. Все герои – это некие универсальные типажи. Мать и сын в «Телемахе» или мужчина и женщина в «Вон там» и «Свобода». И их главная проблема – в отсутствии взаимопонимания друг к другу. Они говорят и не слышат друг друга, реплики зависают в воздухе или обрываются на полуслове.

Когда уже кажется, что путешествие по пьесам Юна Фоссе окончено, зрителей собирают вновь в Тау-зале и показывают упражнение, которое артисты используют для освоения текстов. Закольцованные, постоянно повторяющие движения за счет включения каждый раз нового персонажа в рисунок усиливают темп происходящего. И это уже напоминает не просто студенческое задание, а агонию всех персонажей, которых мы видели во всех четырех пьесах. И только в этом сумбуре движений, бегая между собой, они смогли выплеснуть все эмоции и остановиться.

Norvezhskie-chitki-2

Фото: sdart.ru

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»