Ваше сообщение успешно отправлено!

Как ходить в музей. Советы искусствоведа Таты Тимофеевой

Музей – пожалуй, самое главное место, где человек встречается с прекрасным. Мы знакомимся с произведениями искусства и составляем мнение о них именно в музее, мы делаем это с самого детства, но, к сожалению, не всегда наши встречи с результатами художественной мысли великих людей проходят успешно и оставляют приятное чувство удовлетворения. Вам наверняка знакомы ощущения тяжести в уставших ногах, спине и плечах, на которых вы носили сумку; чувство лёгкого разочарования из-за того, что вам ничего не понятно; облегчение, что можно, наконец, выйти из этого «склепа картин», а также желание пойти в следующий раз на выставку не раньше, чем через три месяца?

Если эти ощущения вам не знакомы, то поздравляем: вы – уникальный человек! Но если, прочитав предыдущий абзац, вы узнали себя и свои чувства, то предлагаем ознакомиться со следующими советами о том, как же всё-таки ходить в музей, чтобы это было не только полезно, но и приятно!


 Ходите в музей сытыми и выспавшимися

Посещайте музей, будучи человеком, физически удовлетворенным. Вы должны быть выспавшимися, а также сытыми, но не переевшими, что тоже важно. Нет ничего неприятней, чем смотреть на Иванова или Брюллова и думать не о красоте и гармонии шедевров русских гениев, а о том, какой суп с пампушкой вы съедите в соседнем кафе, и как вообще было бы хорошо вместо хождения по залам музея свалиться дома на диван.

Правда, надо отметить, что тут, как и везде, случаются исключения. Есть уникальные индивиды, у которых свидания с искусством проходят удачно, только если они очень голодны.


 2 – 3 часа – оптимальное количество времени для осмотра экспозиции

Не мучайте себя 5-часовыми походами по музею, это может быть полезно только в том случае, если у вас есть сутки на Париж, а осмотр Лувра целиком – первоочередная задача.

При обычных обстоятельствах оптимальное количество времени для посещения выставки или постоянной экспозиции музея – 2 – 3 часа. Ни для кого не секрет, что человеческий мозг и глаза устроены таким образом, что они не могут на протяжении долгого времени одинаково хорошо воспринимать информацию. Глаза устают и «замыливаются» уже через 2,5 часа (если они не натренированы, то и того быстрее), а мозг, в свою очередь, после долгой и активной нагрузки анализирует и обрабатывает информацию с продуктивностью ниже нормы.

Самое главное – вовремя уйти

Из предыдущего совета следует другой. Если после похода в музей у вас осталось приятное ощущение легкости и даже не хотелось уходить, то это самое лучшее из того, что можно придумать, когда мы говорим о посещении такого рода мест. Чтобы достичь такого эффекта, лучше всего покинуть выставку, как только вы почувствовали, что устали, а мысли блуждают в пространстве бытовых и рабочих проблем.

Если вы не можете себе позволить этого в силу того, что и так еле выделили свободное время для похода в музей, и просто необходимо увидеть на выставке всё, что только возможно, то для этого существует…


 Музейное кафе – лучшее место в музее для уставшего любителя искусства

Практически в каждом большом музее есть кафе, и не нужно пренебрегать его наличием. Оно находится либо в зоне экспозиции, как, например, в Эрмитаже, либо за её пределами – около касс и до входа на саму выставку. Если вы переживаете, что выйдете и обратно уже не войдёте, то не стоит. Всегда можно договориться со смотрителем, попросить его запомнить вас и пустить обратно (можно «дать взятку» в виде маленькой конфетки и ласковой улыбки, и вы увидите, как сердце суровой смотрительницы музея растает).

В кафе необязательно плотно есть – достаточно выпить кружку кофе или чая, перевести дыхание, почитать или просто посидеть да подумать, а потом, набравшись новых сил, идти обратно на встречу с прекрасным.

Свяжите поход в музей с чем-то очень приятным

Купите себе после похода в музей какой-нибудь красивый альбом, приятный сувенир, сводите себя в ресторан и съешьте там запрещенную в обычные дни пасту или пиццу. Придумайте любое приятное действие, которым наградите себя за интеллектуальную и духовную работу, героически проделанную вами в музее при осмотре произведений искусства.

Зачем это нужно? Каждый раз, когда собираетесь идти в музей, ваш хитрый мозг сначала будет придумывать множество причин, почему ему туда идти не надо, а потом вспомнит, что его ждет награда, и решит, что игра стоит свеч и моментально сообщит: «Хозяин, мы идём в музей!».

Этот эффект называется положительным подкреплением. Советуем пользоваться им и в других сферах вашей жизни.


Выберите себе идеального спутника для похода в музей

Есть люди, для которых самая лучшая компания – они сами. Если вы относитесь к числу таких самодостаточных героев, то это очень здорово. Подобные приватные встречи с искусством очень полезны, мы их рекомендуем даже тем, кто не представляет себя в музее без веселой компании. Представьте, что предоставлены сами себе, никто не торопит и не отвлекает, это бесценное время – не просто досуг в одиночестве, а уединение в цитадели вечного и прекрасного.

Если одиночество в музее вы уже на себе испробовали, то самое время подобрать идеального спутника. Вам очень повезло, если среди друзей есть творческие люди – художники, дизайнеры, архитекторы, искусствоведы, – приглашайте их составить вам компанию, подкупив обещанием угостить кофе/билетом.

Если же среди друзей таких возвышенных натур нет – не беда: среди представителей других профессий встречаются люди с обостренным чувством прекрасного – главное, найти человека, с которым рядом хорошо и спокойно.

Но, наверно, самые-самые лучшие спутники – это дети. Понятное дело, речь идёт не о грудничках, а о тех маленьких созданиях, которые уже умеют ходить и говорить предложениями.

Дети – самые внимательные и непосредственные зрители, они виртуозно задают вопросы и порой ставят ими своих родителей в тупик, заставляя маму и папу подумать о том, что им даже в голову не приходило.

Идите медленно, но продолжайте идти

Вам знакома боль в ногах, возникающая после продолжительного, медленного, прерываемого небольшими остановками хождения по музею? Думали, что только вам так «повезло»? Спешим обрадовать – вы не одиноки, практически всем любителям искусства эта боль хорошо знакома. «Музейные ноги» – так называется этот противный синдром. Чтобы избежать его появления на горизонте вашей жизни, воспользуйтесь мудрым советом, который дала писательница Гертруда Стайн: «В музеях идите медленно, но продолжайте идти!»

Дело в том, что усталость в ногах вызывает не количество пройденных километров, а фланирование. Ногам приходится держать человека в вертикальном положении без помощи инерции движения. При обычной ходьбе вы постоянно и ритмично сгибаете ноги. Осмотр же экспозиции предполагает регулярные остановки, возобновление движений и неравномерный шаг. Наконец, стоя на месте, особенно в задумчивых позах, нагрузка неравномерно распределяется на мышцы и суставы.

Именно поэтому идите медленно, но продолжайте идти.

В качестве подкрепления рекомендуем следующие книги:

 «Как ходить в музей», Йохан Идема. 32 совета о том, как сделать посещение по-настоящему запоминающимся.

 «Как говорить с детьми об искусстве», Франсуаза Барб-Галль. Прекрасное руководство с детскими вопросами и взрослыми ответами.

 «Как понимать искусство», Мария Карла Претте. Большая энциклопедия со всем, что нужно новичку.

Фотографии: Анастасия Черешнева

 Тата Тимофеева  | tatatimofeeva.com

Искусствовед, лектор, автор популярных скетчей по искусству, блогер и просто душка. Окончила факультет искусств МГУ им. М.В. Ломоносова.
Имеет свой проект “С искусством на Ты”, в рамках которого читает лекции по истории искусства и берёт интервью у людей творческих профессий, а также активно ведёт блог в инстаграме. Пишет об искусстве, книгах, путешествиях и жизни. “С самоиронией и искренностью по жизни”

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!