Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: «Сказки Пушкина» в Театре Наций

Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Ночь. Светящийся неоном дуб, в ветвях которого вместо ожидаемых Русалок игриво восседает сам Пушкин, забрав себе самый удобный сук. У подножья крутится Кот ученый, и еще десяток персонажей самых популярных сказок А.С. Пушкина вразнобой появляются на сцене, собрав в одном спектакле истории «О золотой рыбке», «О царе Салтане», О Медведихе», «О Попе и работнике его Балде» и о «Золотом петушке». Знакомые сюжеты оживают друг за другом, но только получились они совсем не детские.

«Сказки Пушкина» Театр Наций поставил на своей сцене пару сезонов назад. Спектакль, состоящий из пролога, пяти сказок и эпилога, стал настолько востребован у зрителей, что, несмотря на регулярное появление в афише, билетов на всех желающих не хватает до сих пор.

Сам спектакль воплотил в себе некоторые черты театра Кабуки, где главной особенностью является совмещение жанров и особая смысловая нагрузка. Позы выверены геометрически точно и ориентированы на зрителя. Никаких лишних движений. Графичная сценография, белый грим, гипертрофированная мимика и кожаные костюмы. Все это напоминает застывшие картинки, а персонажи – плоскостных кукол, живущих в супрематистских авангардных декорациях. Сюжет сказок, известный каждому школьнику как хрестоматийный материал, не претерпел никаких изменений, разве что для обострения действия были оставлены только ключевые моменты. Исключением стала малоизвестная и к тому же недописанная сказка « О Медведихе», которая к тому же не является типичной для творчества Пушкина, где конец остается открытым, а с ним – и тот смысл, который хотел вложить автор.

Режиссером всего этого творческого «безумия» стал специально приглашенный Роберт Уилсон, снискавший себе славу «короля» авангарда. Он постоянно ищет новые способы театральной выразительности. Главным для него является визуальный ряд. В его работах в разных сочетаниях смешиваются всевозможные художественные приемы. Это может быть и танец, и необычная пантомима актеров, и меняющиеся световые эффекты, и музыка. Ее здесь написал дуэт девушек из “CocoRosie”. На самом спектакле музыку исполнил уже живой оркестр, задорно отыгрывающий заданную партитуру. Сам текст частично наложили на музыку, придав Пушкину новое необычное для знакомого текста звучание. Так, «…Сказка – ложь, да в ней намек» и вовсе исполнена Шамаханской царицей в стиле блюз.

Спектакль получился многолюдным, Уилсон нашел «своих» артистов и доверил главные партии как именитым актерам (Е. Миронов), так и тем, которые до этого были заняты в незначительных ролях.

Пушкин, создавая свои сказки, всегда придавал особое значение общечеловеческой морали, и они всегда имели социальную направленность. В этом плане режиссер не внес чего-то такого, что в свое время у автора бы не прозвучало. Он создал спектакль по своему пониманию «загадочной русской души», свою фантазию на тему о России, использовав текст как кальку, сквозь которую мы смотрим на мир, задуманный для нас.

Визуально постановка напоминает театр теней, где пространство сцены и полупрозрачный экран дают возможность управлять актерами–марионетками, а образы героев напоминают персонажей «Алисы в стране чудес» Тима Бертона. Евгений Миронов в роли рассказчика (или самого Пушкина) – вылитый Шляпник: тот же рыжий парик, и местами даже манера поведения напоминает Джони Деппа.

А.С. Пушкин – это «наше все» в литературе, и, “замахнувшись” на его творчество, Роберт Уилсон рисковал быть непонятым зрителями, привыкшими к более бережному отношению к нашему наследию, особенно что касается сказок, воспитавших не одно поколение и всем известных наизусть. Это сказки не для детей, а прежде всего для взрослых. Отсюда и противоречивые отзывы, которые можно услышать. Поэтому не нужно воспринимать буквально то, что происходит на сцене, а учитывать, что это лишь вольная интерпретация художника. И идти в театр нужно, оставив дома все свои представления о Пушкине и его творчестве. Только так вы лишите себя ложных ожиданий и разочарований и сможете насладиться сюрреалистическим миром, в который мы будем погружены на протяжении двух часов.

Фото: пресс-служба Театра Наций

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»