Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: иммерсивный спектакль-триллер «Чёрный русский»

Если в наше время слышишь термин «иммерсивный спектакль», то сразу думаешь о «Черном русском», поставленном по мотивам романа А.С. Пушкина «Дубровский». Этой постановкой режиссер М. Диденко вместе с продюсерами Е. Новиковой и Д. Золотухиной взбудоражили всю Москву, так что получить «приглашение» в дом Троекрурова стало уже «делом чести». Да и где еще встретишь медийных лиц, смирно стоящих в очереди и ожидающих свое право войти внутрь? И помните, что вы пришли в чужой дом, поэтому либо считайтесь с его правилами, либо покиньте его навсегда.

В этом доме сходят с ума…

Особняк Спиридонова, использовавшийся больше для фотовыставок и различных перформансов, с легкой руки художника М. Трегубовой превратился на время в Дом помещика Троекурова. Просторные помещения стали хозяйскими комнатами, сараем с сеновалом, где за загоном бродят гуси с овцами, и лесом, в котором прячется то ли медведь, то ли разбойник Дубровский. Само действие начинается уже с порога: еловые ветви дурманят запахом, а кухня полна яствами на любой вкус. Вас хлебосольно встретят с дороги и угостят, как дорогого гостя, водкой и черными блинами, которые для вас приготовит И. Брагина (Арина). Уже сама атмосфера приводит нас в тревожное состояние. Постоянное нагнетание, полумрак, дым. Слуги в черных одеяниях, которые появляются из ниоткуда и в ту же минуту пропадают. Везде подстерегают сюрпризы. Все это превращает вас в натянутый нерв. Уровень тревоги зашкаливает, и в этом состоянии вам предстоит находиться до самого конца. Пока вас громогласно не попросят покинуть дом.

В этом доме нельзя предсказать, куда вас заведёт судьба…

Почти с порога вам выдадут одну из трех масок, которая и определит вашу судьбу на ближайшие полтора часа. По случайному выбору распорядителя вы станете Совой, Лисой или Оленем, а затем, в зависимости от маски, увидите сюжетную линию помещика Троекурова (В. Дель), его дочери Маши или самого Дубровского (В. Кошевой) соответственно. Вы следуете за одним из персонажей, а другие истории окажутся для вас тайной.

Итак, маска Лисы сама определила наш маршрут, а значит, сегодня наблюдать предстоит за Машей Троекуровой (М. Ворожи) – девушкой отнюдь не робкой, даже с «чертовщинкой». Она с озорством карабкается по гигантским игрушкам в детской и не падает в обморок при виде медведя в лесу. Но при этом в героине есть неподдельное обаяние, которое располагает к ней с первой же минуты и заставляет сопереживать ей, проходя различные этапы ее метаний. Ближе к финалу за большим круглым столом смешаются судьбы, герои и зрители. Именно тут можно будет увидеть развязку этого триллера.

Собрав актеров по разным театрам, спектакль получил двух Маш, четырех Владимиров и еще десяток актеров, которые обладают не только хореографической подготовкой, но еще и серьезным вокалом, – а петь им предстоит много.

В этом доме запрещено смотреть, однако гости остаются вправе подглядывать…

Термин «иммерсивный театр» предполагает вовлечение зрителей в само действие, которое они перед собой видят. Здесь нет деления на зрительский зал и сцену. Актеры находятся среди зрителей. И в этом пока заключается главная проблема, так как раскрепостить публику не может ни обилие водки, которой угощают перед началом, ни маски, которые, по сути, должны обезличить нас и освободить от зажатости. Когда в глухом лесу Дубровский вкладывает тебе в руку записку с просьбой передать ее Маше Троекуровой, делая тебя не просто наблюдателем, а непосредственно соучастником происходящего, то первое, что испытываешь, – это растерянность, а не азарт, ради которого эти тайные задания и были придуманы. Зрители ленятся проживать и создавать эту историю вместе с героями, считая, что их миссия заканчивается на покупке билета. Они сами не готовы участвовать в процессе и продолжают воспринимать все происходящее через призму театральной рампы. А ведь от того, получит Маша записку или нет, ход событий, возможно, будет развиваться по-разному, – по крайней мере, в это хочется верить. Спасает то, что артисты работают на максимуме возможностей, компенсируя тем самым пассивность и неучастие зрителей.

Сыграв на тонких струнах загадочной русской души, спектакль получился экспрессивный и новаторский. Эта история нам близка и понятна, поэтому вряд ли любой другой иностранный текст мог прозвучать с такой же силой. Взяв за основу, наверное, самый мистический роман А. С. Пушкина, М. Диденко сделал настоящую русскую “клюкву” с хороводами, медведями и кокошниками. Но “клюква” эта получилась ну очень “вкусная” и стильная.

Фото: Ксения Угольникова

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»