Ваше сообщение успешно отправлено!

Экстрим: Восхождение на Эльбрус. Записки маленькой девушки с большим рюкзаком

Есть такие люди, которым очень сложно усидеть на одном месте. Им бы к носорогам и львам в саванну, к северному сиянию и белым медведям в Арктику. Дух путешественника в них настолько силен, что никакой офис не сможет их удержать. Редакция Porusski.me познакомит вас с очаровательной девушкой, пианистом по образованию и путешественником по призванию – Ольгой Корбут.

«Я авантюрист. Уехала в Москву случайно и осталась там, сама того не планируя. Путешествовать начала в 20 лет, и сейчас меня уже не остановить. Всегда говорю “да” –­­ обычно это приводит меня к чему-то прекрасному. Работаю в театре – занимаюсь организацией гастролей. В связи с этим чемодан всегда собран, и я готова отправиться в дорогу».

Сегодня вместе с Ольгой мы отправимся покорять Эльбрус. Приятного просмотра и увлекательных путешествий!

“Проснувшись в один из абсолютно обычных дней, лежа в кровати и изучая ленту фейсбука, я наткнулась на фотографии Эльбруса. На них были снежные горы, ясное небо и люди на вершине. Они держались за руки, поднимали над собой ледорубы, на них были огромные пуховики, но что меня зацепило –  у них была совершенно счастливая улыбка на лице. Глядя на их лица, я поняла, что должна быть там, и чем раньше, тем лучше. В моей жизни всегда так: если появилась какая-то идея, ее нужно срочно воплощать в жизнь. Не потом, не завтра, а прямо сегодня, иначе можно и передумать, –  подключится здравый смысл, станут возникать вопросы – смогу ли, надо ли, а это же дорого, а как же работа, и вообще не женское это дело, наверняка там холодно и т.д. Если идея появилась – ее нужно воплотить. И вот результат – спустя 6 часов у меня на руках билеты Москва – Минеральные воды, список необходимого снаряжения, уже внесена предоплата за восхождение, найдены гиды, и я уже знаю, что Эльбрус  -это одна из «Семи вершин», самая высокая точка Европы, высота которой – 5642 м. Теперь эти метры в моей памяти навсегда, они – как имя первой любви, как первая машина, первая учительница, первый поцелуй, – 5642 метра…их уже никогда не забыть.

Дальше началась подготовка: я стала читать отчеты «восходителей» и поняла, что мне надо срочно: 1) бросить курить; 2) начать бегать; 3) докупить необходимую одежду; 4) попробовать объяснить друзьям, зачем мне это нужно. Из всего списка самым тяжелым оказался последний пункт. С остальным я справилась на «ура»: все 3 недели исправно бегала, не пользовалась лифтами, читала еще больше информации, собирала рюкзак и с нетерпением ждала дня «Х».  За день до отъезда я списалась с нашими гидами, уточнила сколько человек будет в группе – 7, и попутно узнала, что буду единственной девочкой. “Святые небеса! Куда я вообще вписалась?!”, – подумалось мне, но деваться было уже некуда. До вылета  оставалось меньше 24 часов.

День 1

Будильник, такси, огромный рюкзак за плечами, немой вопрос в глазах консьержки, таксист: «Куда? На Эльбрус? Что, прям на самый верх? Зачем наверх? Там вино вкусное! Не надо наверх!»,  и ощущение приключения, которое будет уже вот-вот. В очереди на стойке регистрации было человек 10 с такими же большими рюкзаками и горящими глазами; мы улыбались друг другу, ведь было понятно, что мы летим к одной цели. Впереди нас ждет Вершина. Мы сели в самолет незнакомыми людьми и вышли из него почти друзьями: ребята с Дальнего Востока, прилетевшие, как и я, покорять вершину впервые, два парня из США, которые прилетели на Эльбрус для акклиматизации перед Эверестом, и я. До сбора группы было несколько часов, и мы сели обедать – смеялись, шутили, рассказывали о себе, фотографировались, выкладывали фото в инстаграм и ели вкуснейший шашлык. В тот момент мне было очень жаль, что я в группе не с этими ребятами, что мы идем разными маршрутами, а за мной сейчас придут какие-то незнакомые 6 мужчин, и я должна буду идти с ними. На прощание мы крепко обнимались, пожелали удачи и пообещали каждый день писать друг другу , как у кого проходит восхождение.

К счастью, мои страхи не оправдались, и «6 мужчин» оказались приятными, веселыми и очень смелыми парнями (как выяснилось позже). Они быстренько забрали у меня тяжелый рюкзак, все вместе мы погрузились в ржавую “Газельку” и поехали в долину Азау. За 4 часа мы успели познакомиться: в нашей команде было 3 парня из Москвы, один из Ирландии, один из Краснодара и один из Новосибирска, – в прошлом году он уже был на Эльбрусе, а в этом году приехал, чтобы покорить вторую вершину и улучшить результат прошлого года. Когда мы подъезжали к долине,  я уже знала точно, что с ребятами мне повезло. И было ясно, что все эти люди оказались здесь не случайно. Случайностей в таких вещах не бывает. В дороге мы остановились и купили два огромных арбуза, чтобы съесть их после восхождения. Сомнений в том, что  мы взойдем на вершину, нет ни у кого (а даже если они и есть, то никто об не говорит).

День 2

Главное для восхождения – это акклиматизация. Организм должен привыкнуть к высоте, и для этого мы будем несколько дней подниматься все выше и выше, чтобы никого не накрыла гипоксия – она же горная болезнь и кислородное голодание. Горная болезнь у каждого проходит по-разному: кому-то сложно дышать, у кого-то кружится голова, кто-то теряет ясность сознания, кто-то впадает в эйфорию, а после – в меланхолию. При плохой акклиматизации последствия могут быть совсем печальными – временная потеря зрения, отек легких и сердечная недостаточность. В первый день прошли чуть больше 18 км. Любовались зелеными пейзажами, засматривались на заснеженные вершины, купались в водопадах и пытались высмотреть вершину Эльбруса, которая была в облаках и не показывалась нам. Вернулись в долину без сил. Наспех поели и легли спать.

День 3

Перебрасываемся в базовый лагерь на высоту 4000 метров, где пробудем до самого восхождения. Последний раз идем в душ и завтракаем в «цивилизации» – в следующий раз мы сможем сделать это только по возвращении. Базовый лагерь – железные контейнеры, поделенные на два отсека, с двухэтажными полками, как в плацкарте. Вокруг уже нет ничего, кроме снега. Умываться нужно талой водой,а чтобы попасть в уборную, нужно преодолеть достаточно долгий путь – минут в пять. Ребята даже организовали целую серию фотографий “вид из туалета”. Невероятной красоты ночное небо. Кажется, забравшись на стремянку, можно зачерпнуть звезды руками. Облака уже внизу под ногами. Выше – только небо. Сегодня наша цель дойти до скал Пастухова – 4800  метров. Высота уже ощущается. Для каждого шага нужно чуть больше сил, для каждого движения – чуть больше энергии. Мы молодцы. За 8 часов сделали нужное нам расстояние. Гиды говорят, что мы идем в хорошем темпе, – уж не знаю, подбадривают они нас, или это правда, но слышать это очень лестно. С сегодняшнего дня начались рекорды. Никогда не была на такой высоте.

День 4

Спать не получается уже которую ночь, только обрывками. Все мысли только о горе. А когда удается уснуть – сны о ней же: замерз термос с чаем, не удается найти обратный путь, я отбиваюсь от группы, последние 20 метров до вершины, метель, у меня не хватает сил, я вот-вот сдамся. Как выяснилось позже, сны были практически вещими, но я снова забегаю вперед. Ночью началась гроза, и мы оказались в самом ее эпицентре. Наш вагончик  укутан грозовыми облаками.  Молнии били за окном, две из них попали в громоотвод на нашей крыше. Мы остались без электричества, но это – меньшее из зол. Было немного страшно и неуютно. К утру  распогодилось. Мое дежурство по кухне. Приготовила свой самый высотный и самый невкусный омлет. Парни съели и даже сказали «спасибо» (я же говорила, что мне с ними повезло?). Сегодня поднялись до 5100 метров. Вчерашний день в сравнении с сегодняшним – просто прогулка. Последние 200 метров дались из последних сил. Через каждые 50 метров останавливались отдохнуть. Сегодня, наконец, увидели вершину. Ума не приложу, как можно на нее забраться, если ты – простой человек, а не робот.  На обратном пути погода снова испортилась, и мы оказались в грозовых облаках. Было не так страшно, как ночью, но теперь у нас не было железного вагончика, в котором мы могли бы спрятаться. Вернулись в лагерь. Здесь нас ждали песни под гитару и картошка с тушенкой. Сегодня парня из соседней группы спустили вниз – пропало зрение. Мы все держимся молодцом.

День 5

У нас почти день отдыха. День ледовых занятий и подготовка к штурму. Позавтракав, мы ушли на склон отрабатывать навыки «выживания», учились ходить по провешенным перлам на случай непогоды, страховаться и ходить в связке. Большая часть занятия была отдана под ситуацию, когда кто-то из связки срывается.  Странное чувство, когда от одного ледоруба зависит жизнь нескольких человек. Вернулись в лагерь. Бережем силы. В 2 часа ночи выход на штурм. Ребята – дежурные по кухне. Не знаю, как это у них получается, но на высоте 4000 метров в железном вагончике-кухне они приготовили рассольник, пасту с курицей в сливочном соусе и невероятного вкуса сырные гренки (теперь мне еще больше стыдно за свой омлет). Наш лагерь поделился на две части: восходители-туристы, как мы, и «выживальщики». «Бывалые» презирают цивилизацию и нас вместе с ней. Спать, по их мнению, можно только в палатках и, конечно же, никакого интернета. Мы же все-таки забирались на единственный камень, на котором можно было поймать связь и выложить пару фото в соцсети, за что получили от «бывалых» прозвище– «дятлы». Перед штурмом все позвонили родным. Все, конечно же, волнуются. И по-прежнему никто не подает вида. Завели будильники на полночь. Пытаемся спать и набраться сил. Завтра они будут очень нужны.

День 6

В 2 часа ночи сбор. Все похожи на космонавтов – в огромных пуховиках, перчатках, масках (мы выглядим точь-в-точь как те люди с фотографии, которых я увидела 3 недели назад). Проверяем прогноз погоды – до 12:00 небо будет ясным. После 12:00 нужно спускаться, где бы мы ни оказались в это время. На горизонте сверкают молнии, но наш проводник говорит, что ветер не в нашу сторону, и переживать не нужно. Впрочем, про себя потом добавляет, что  на улице подозрительно спокойно и тепло. Никогда не было так тепло на Эльбрусе. Все в сборе. Начинаем наш путь – в полной темноте, в абсолютной тишине. Слышны только наши шаги, и видна Большая Медведица прям над нами. Идем практически не останавливаясь, чтобы не мерзнуть. Медленно, но постоянно в движении. Кто-то чувствует себя лучше, кто-то хуже, но все присматривают друг за другом и идут вперед.  Весь этот процесс очень схож с медитацией. Своеобразный разговор с природой. Шаг – шаг – палки, шаг – шаг – палки, – и так – на протяжении 6 – 8 часов. В это время читаешь стихи в голове, сочиняешь, принимаешь какие-то решения, вспоминаешь друзей, думаешь обо всем на свете и продолжаешь идти. Глазу зацепиться не за что, только снег вокруг и спина впереди идущего человека. Погода немного испортилась: пошел снег и поднялся ветер. Но мы идем вперед. Мы так много ходили в предыдущие дни, что, если честно, я и не заметила, как мы подошли почти к вершине. Десять, может быть, двадцать метров, – до нее можно практически дотронуться. Но тут становится светло, как днем. У меня в руках жужжит ледоруб. В этот момент раздается оглушительный грохот. Падает и откатывается Саша, один из наших участников, который шел впереди, но потом, слава Богу, встает. И слышны крики гида: «Бросаем ледорубы! Бросаем палки! Спускаемся! Все вниз!». Снег и ветер усилились в несколько раз. Видимость – нулевая. Не видно даже спину того, кто идет перед тобой, – только размытый силуэт. Перед глазами – белая пелена. Вся одежда покрылась 10-сантиметровым слоем льда. Дышать и двигаться становится все сложнее. В какой-то момент мы поняли, что не знаем, куда идти. Вообще. На горе мы были первые, и кроме нас – никого. По маршруту идет маленькая тропинка, где через каждые 50 метров стоят вешки для ориентирования. Когда ты не видишь то, что происходит у тебя перед носом, высмотреть такую вешку – непосильная задача. И тут нам пригодились все те знания, которые мы получили «на всякий случай» на ледовом занятии. Мы привязались веревками друг к другу и, оставляя одного человека, расходились по цепочке в разные стороны и искали следующую вешку, чтобы понять направление. В какой-то момент мы обнаружили брошенные рюкзаки. И силуэты, как нам показалось, людей. Но на наши крики они не ответили. Мы пошли дальше. Мозг–штука умная, видимо, на такой высоте и в таких обстоятельствах именно он отключил чувства страха – чтобы не допустить паники. Небольшое волнение появилось, когда я подошла к ребятам и задорным голосом спросила: “Ну что, парни! Наверное, нам крышка?!”. И эти  шесть здоровых ребят в один голос начали меня успокаивать: «Нет-нет-нет – все будет хорошо, Оленька! Выберемся! Обязательно выберемся!”. И вот тут первый раз мне действительно стало не по себе. Но это чувство я списала на симптом горной болезни. Нужно идти дальше. Спустя 3 часа поисков нам удалось найти следующую вешку, и мы очень медленно и осторожно стали спускаться вниз. На высоте 5000 метров нас, слава небесам, ждал ратрак (ратрак – специальная снегоуплотнительная машина на гусеничном ходу – прим. ред.). Сил спускаться самостоятельно ни у кого не было. Позже в фейсбуке наш гид писал: « Это был самый страшный штурм в моей жизни. Большое спасибо всем участникам за выдержку и самообладание в жутких условиях. В заключение хочу сказать: ни одна гора не стоит человеческой жизни.»

Самое важное, что я помню с этого восхождения, – это чувство ответственности, причем не за себя, а за других. Несмотря на то, что я была единственной девочкой в команде, и наш гид хотел идти рядом со мной и страховать меня, я, не задумываясь, отправила его в конец цепочки к парню, который гораздо хуже переносил высоту, и ему страховка была нужнее. Когда Саша (тот самый, рядом с которым ударила молния), знающий меня всего несколько дней, там, на высоте растирал мои руки и отдал свои теплые перчатки, оставаясь в тонких, лишь бы мои руки хоть немного согрелись; когда Кирилл – парень из Новосибирска – половину спуска прошел спиной к горе и лицом ко мне, чтобы видеть, что со мной все в порядке, не заботясь о своей безопасности, – это настоящие поступки настоящих людей. Мы спустились вниз и думали, сидя в ратраке, только том, что нас ждет арбуз! И сами не верили, что спустились. У нас был еще один резервный день для восхождения, но погода на завтра была еще хуже, и было принято решение спускаться в долину к горячему душу, еде и кровати. Мне приятно думать, что Гора не пустила нас специально, чтобы мы вернулись и попробовали еще раз, – потому что мы хорошие ребята, и она будет рада видеть нас снова. И мы вернемся и попробуем.
Я ехала в горы, чтобы стать чуточку сильней, а вернулась чуточку лучше. За этим и стоит отправляться в путешествия. Это было счастьем! Ведь в жизни же обычно как: человек живет от счастья к счастью. Купил машину – счастлив, купил квартиру – счастлив, потом еще что-то. А я была счастлива все эти дни. Каждую минуту я это счастье ощущала. Ясно одно – без гор я больше не смогу.  Надеюсь, что все же удастся встретить Новый год с видом на самую высокую точку планеты.”

Творческая личность проекта. Считает, что нет некрасивых мест в нашей стране, – есть неправильный угол обзора.

• Моняшка

Ого! Оля, Вы боевая женщина!)

• https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1183605768379735/ Olga Korbut

Просто люблю приключения )

• https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10202159903635541/ Kristina Streltsova

Корбут крутая! Будь как Корбут.)