Ваше сообщение успешно отправлено!

Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Первая часть: 30е – 60е годы

Музыка в России тесно связана с историей: каждое десятилетие диктовало свои правила, запрещая одни жанры и устанавливая моду на другие. Как же менялась отечественная музыкальная индустрия XXXXI века? Расскажем и покажем.

30-е: «Нам песня строить и жить помогает…»

Начнём наше путешествие по эпохам и вехам популярной музыки в нашей стране с 30-х. Именно тогда (как собственно, и во всём мире) в широкое обращение вошли граммофоны и грампластинки, почти в каждый дом пришло радио, появились танцплощадки и играющие на них оркестры и джаз-бэнды…

Несмотря на закрытость молодого советского государства от всего мира в 30-е годы, популярная среди советской молодёжи музыка зачастую мало чем отличалась от зарубежной: балом в то время правил джаз. Причём были популярны не столько записи американских исполнителей, сколько творчество отечественных джазменов. В первую очередь стоит назвать неподражаемого Леонида Утёсова и его «Теа-Джаз» («театрализованный джаз»). Популярность Утёсова обуславливалась как его собственной харизмой, так и духоподъемными и прилипающими мелодиями Исаака Дунаевского. Кроме того, популярность той или иной песни зачастую вызывалась тем, что она попадала в саундтрек в популярном кинофильме. Здесь, кроме Дунаевского, большую роль сыграла музыка Никиты Боголюбова, Дмитрия Шостаковича, братьев Покрассов. Главными темами как фильмов, так и песен были одобренные руководством и идеологией темы: труд, патриотизм, также лирические, разумеется. Особенную популярность приобрели молодёжные песни-гимны: «Молодёжная» из кинофильма «Волга, Волга», «Спортивный Марш» из кинофильма «Вратарь», «Эх, хорошо» и «Марш энтузиастов», автором которых выступил всё тот же Исаак Дунаевский. Впрочем, перейдём к гораздо более грустным временам нашей страны – к 40-м.

Имена: И. Дунаевский, Л. Утёсов, М. Блантер, А. Александров, Н. Боголюбов, Д. Шостакович.
Главные песни: Л. Орлова – «Марш энтузиастов», Л. Утёсов – «Сердце, тебе не хочется покоя», «Марш весёлых ребят», «Утомлённое солнце», «Московских окон негасимый свет»; А. Цфасман «Неудачное свидание»; Д. Шостакович – «Песня о встречном»; П. Лещенко – «Песня о Родине»; И. Дунаевский – «Песня о весёлом ветре», «Спортивный марш», А. Варламов – «Уходит вечер», В. Козин – «Дружба».

40-е: «Священная война»

Сороковые годы ХХ века во всём мире, особенно в нашей стране, были омрачены тяжёлыми временами Второй мировой войны. Соответственно, и музыка не могла быть не связана с этими трагическими событиями. Главной песней, которая задала направление песне сороковых, стала композиция А. Александрова «Священная война». (Впервые её исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии. Она сразу же приобрела популярность, исполнялась многими музыкальными ансамблями, оркестрами, хорами и вместе с советскими солдатами прошла всю войну и до сих пор является гимном борьбы с фашизмом).

Главными темами песен стала любовь к Родине, готовность к самопожертвованию, мечты и воспоминания о мирной жизни, в песнях воспевались героизм советских солдат. Зачастую песни создавались композиторами очень быстро, согласно призыву «Песня-фронту»: поэты выбирали наиболее громкие и выразительные газетные заголовки, а композиторы сочиняли пронзительные и героические мелодии.

Зачастую военные песни были предназначены специально для определенного рода войск. Многие из них были написаны конкретно по заданию военного командования, композиторы и поэты также писали песни при прохождении воинской службы в рядах флота и армии. Среди таких авторов, безусловно, можно выделить поэта Лебедева-Кумача, композиторов Б. Терентьева, Е. Жарковского и Б. Мокроусова. Примерами таких композиций служит «Морская гвардия» Милютина – Лебедева-Кумача и «Это в бой идут матросы».

Помимо героико-патриотических песен большой популярностью пользовались и песни военного быта. Надо отметить, что композиторы и авторы отступили здесь на второй план, оставив широкое поле для народного творчества, в котором распространился принцип объединения популярных напевов минувших дней с новыми текстами, связанных с фронтовой повседневностью. От «Синего платочка» до «Катюши»- у многих этих песен существовали десятки «народных» вариантов. Конечно же, не все песни были связаны с горечью потери и испытанием войной, многие из них просто повествовали об армейской жизни, солдатской дружбе и напоминали о том, что, вопреки страшным обстоятельствам, в мире еще есть место добру и радости.

Имена: А. Александров, М. Блантер, В. Дыховичный, И. Дунаевский, Б. Терентьев, Е. Петерсбурский, В. Лебедев-Кумачев.
Главные песни: А. Александров – «Священная война», Дм. и Дан. Покрасс – «Если завтра война», М. Блантер – «Катюша», Ежи Петерсбурский – «Синий платочек», Никита Богословский – «Темная ночь», С. Кац – В. Дыховичный – «Два Максима», М. Табачников – «Давай закурим», И. Дунаевский – «Моя Москва».

50-е: «Когда весна придёт»

Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось возвращением к мирной жизни, развенчанием культа личности Сталина, а вместе с ним – переходом к периоду «оттепели». В популярной музыке , как и пару десятилетий назад, начинают главные роли играть темы восхваления труда, патриотизма, молодости. Кроме того, остаются актуальными военные песни – о возвращении солдат домой, о борьбе за мир.

В 50-е годы была записана, возможно, самая пронзительная песня о войне – «Враги сожгли родную хату» Матвея Блантера, фактически завершившую эпоху военной песни. В отличие от военных песен прошлого десятилетия, их стиль становится ближе к стилю джаз-бэндов: «Ласковая песня» Фрадкина, его же «Здравствуй, здравствуй» (стихи В. Винникова), «Днем и ночью» Богословского — Дыховичного.

Чем ближе к 60-м, тем больше популярная музыка становилась лиричной. Здесь нельзя не упомянуть таких композиторов, как Дунаевский, Блантер, Лебедев-Кумач и многих других. Жуткое десятилетие уходило всё дальше и дальше, а мировоззрение советского человека всё больше ориентировалось на возвращение к мирной жизни и надеждам на будущее.

Особое место в популярной музыке заняла субкультура «стиляг»: именно в конце 50-х в СССР зарождается легендарная «музыка на костях» (сделанные из рентгеновских снимков пластинки). Рок-н-ролл проникает сначала на полузакрытые вечеринки золотой молодёжи, а к концу десятилетия каверы на Пресли и Чака Берри в исполнении местных джаз-бэндов звучат на танцполах всей страны. 

В целом можно сказать, что субкультура стиляг стала своего рода стихийным протестом против советских стереотипов поведения и единообразия в образе жизни. Яркие, зачастую нелепые наряды выделяли стиляг из толпы советских граждан – нарочито вызывающие костюмы и платья говорили о несогласии молодых людей с советской идеологией и мечтах о более яркой, веселой и беззаботной «западной жизни». Вдохновленные зарубежной киноклассикой – фильмами «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты» и многими другими, стиляги перенимали не только манеру одеваться, но и музыкальный вкус. Среди любимых стилягами исполнителей в начале 1950-х годов был свинговый оркестр Гленна Миллера, Бенни Гудман и Дюк Эллингтон. К началу 60-х западная мода сменилась – на смену пришёл рок-н-ролл. Модный танец был оценен по достоинству, а «на костях» стали писать композиции Элвиса Пресли, Чака Берри и Литтл Ричарда.

Несмотря на то что рок-н-ролл и твисты считаются музыкой маргинальной и достойной осуждения, Советская эстрада также испытывает большое влияние западной музыки. И хотя расцвет советской эстрады придётся на начало 60-х, проникновение мировых тенденций в отечественную популярную музыку началось именно сейчас.

Имена: М. Бернес, И. Алексеев, Л. Гурченко, В. Трошин, Г. Отс.
Главные песни: М. Бернес – «Враги сожгли родную хату», Н. Рыбников – «Когда весна придёт», «Марш монтажников-высотников», Л. Гурченко – «5 минут», Г. Отс – «Одинокая гармонь», З. Рождественская – «На катке», В.Трошин – «Подмосковные Вечера», Р. Атакишиев– «Я встретил девушку», И.Алексеев – «Ты только одна виновата», П.Рудаков – «Мишка».

60-е: «Песня о тревожной молодости»

1960-е годы связывают с подъёмом советской песни. Атмосфера и настроения в стране сменились, общество активно развивалось, человек вступал в космическую эру. Художники и писатели того времени посвящали свои произведения движению научно-технической мысли, интеллектуальному развитию человека и его роли в мире. С развенчанием культа личности в предыдущем десятилетии изменился подход к определению советского человека: теперь он – не просто деталь внутри огромного государственного механизма, он – личность со своей судьбой. Литература, искусство и, конечно же, песня всё чаще обращаются к внутреннему миру человека. 

Именно в это время набирает популярность эстрадный жанр. Появляются такие поджанры, как песня-монолог, песня-признание – пришла мода на выразительные личные композиции. Но это не значит, что прошла эпоха гимнов, – они просто изменили свою направленность. Песни-марши, адресованные обществу в целом, сменяются песнями, посвященными нравственной позиции личности. Появляются так называемые «песни-манифесты».

Гимном начала 1960-х в СССР можно назвать «Песню о тревожной молодости», написанную А. Пахмутовой к фильму «По ту сторону». Надо сказать, что А. Пахмутова оказала значительное влияние на молодёжную песню тех лет. Она выступила автором как популярных маршей («Орлята учатся летать», «Надо мечтать»), так и песен, посвященных трудовой молодёжи, наиболее яркой из которых считается «Главное ребята, сердцем не стареть». Молодость оказалась в центре внимания не только А. Пахмутовой. Чего стоит только «Я шагаю по Москве» А. Петрова – Г. Шпаликова – настоящий гимн юношеского оптимизма, жизнерадостности и молодежного романтизма.

Романтический ореол окружает даже песни, посвященные техническому прогрессу. В те годы были написаны и гимн космонавтов «Я верю, друзья» О. Фельцмана — В. Войновича, и лиричная «И на Марсе будут яблони цвести» (Мурадели — Долматовский), и даже вальс «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (Блантер — В. Дыховичный и М. Слободской).

60-е стали также расцветом гитарной эры в СССР. Становился популярным жанр бардовской песни, яркими представителями которого были Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины и, безусловно, Владимир Высоцкий, в творчестве которого удивительным образом сочетались поэзия и взрывной темперамент, драматические сюжеты и юмор. В свою очередь, гитарная музыка в дальнейшем оказала большое воздействие на развитие эстрады 1970-х.

Имена: А. Пахмутова, С. Туликов, А. Петров, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор, О. Фельцман.
Главные песни: А. Петров – «Я шагаю по Москве», А. Пахмутова – «Песня о тревожной молодости», «Главное, ребята, сердцем не стареть», С. Туликов – «Родина», О. Фельцман – «Я верю, друзья», А. Островский – «А у нас во дворе», А. Эшпай – «А снег идёт», В. Высоцкий – «Кони привередливые».

Итак, 60-е тоже подходят к концу, оставляя новому десятилетию моду на романтику, эстрадную песню и зарождающуюся тенденцию на вокально-инструментальные ансамбли, которые в свою очередь совсем скоро станут знаковым жанром для нового поколения.

 

Музыкальный обозреватель-любитель. Исследует музыкальную культуру разных стран и континентов.


  • Мила Орт

    Как ни странно, часто слушаю старую музыку наряду с современной. Спасибо за статью!

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Жизнь
Топ летних фестивалей 2017 по версии Porusski
Лето, как известно, не только пора каникул и отпусков, но и сезон музыкальных фестивалей.
Жизнь
Железный занавес: Советские ВИА vs. Западный «рокенролл»
Уже с середины 60-х на советской эстраде стали появляться первые ВИА, внешне ужасно похожие
Жизнь
Ретроспектива отечественной музыкальной моды. Третья часть: «Нулевые» – «Десятые»
Краткий экскурс в историю российской популярной музыки. Сегодня мы поговорим о не столь далеких
Жизнь
Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Вторая часть: 70е – 90е годы
Наше путешествие в историю популярной отечественной музыки продолжается, и, пройдя путь от 1930-х до