Ваше сообщение успешно отправлено!

Рождение декораций к кинофильмам. Интервью с художником-постановщиком Юлией Феофановой

За просмотром фильма мы так увлекаемся сюжетом, что воспринимаем всё действие целиком, часто не замечая составляющих всей картины. Тем временем в передаче сюжета на экран задействовано большое количество деталей:
персонажи, их образы – одежда,  манера разговора, движения (язык тела);
мир, в котором живут герои – конкретный город или вымышленный, улицы, здания, интерьеры;
мелочи, окружающие действующих лиц, – это может быть определённая книга, дающая возможность узнать предпочтения героя, еда, хобби, и так до бесконечности. Для того чтобы продумать все необходимые составляющие и перевести сценарий в изобразительный ряд, необходим художник-постановщик.

Мы встретились с Юлией Феофановой – художником кино, которая рассказала нам о своей профессии, возможных трудностях, с которыми сталкивается её команда в процессе работы, и о том, насколько интересна и разнообразна жизнь специалистов в этой области. Юлия работала над декорациями к фильму «Ночные стражи» под руководством режиссера Эмилиса Веливиса. Картина уже вышла в российский прокат, премьера состоялась 25 августа. Нам представилась возможность пройти по горячим следам воплощения сценария на экран.


Юлия Феофанова – художник кино.

Фильмография: «Жизнь налаживается», режиссёр В. Павлов; «Я дождусь…», режиссёр И. Соловов; «DOK.ТОР» режиссёр В. Панков; «Настоящая любовь», режиссёр С.Попов, «Тёмный мир.Равновесие», режиссёр О. Асадулин; «Корпоратив»,режиссёр О. Асадулин; «Пингвин нашего времени», режиссёр Штефан Кромер; «Бывшие», режиссёр В. Шамиров; «Весь этот джем», режиссёр А. Андраникян; «Маленькие люди», режиссёр О. Асадулин; «Ночные стражи», режиссёр Эмилиса Веливис; «Драйв», режиссёр А. Мамедов.


Юлия, расскажите, как протекала работа над «Ночными стражами»? Принес ли процесс съёмок какие-то новые впечатления, опыт?

­− От нашего художественного департамента была проделана огромная работа – от задумок и эскизов до реализаций всех декораций, деталей и реквизитов. Большую часть составляющих мы делаем собственноручно у себя в мастерских. Например, мы изготавливали скелеты вампиров, их орудия. Интересный опыт. Всегда знаешь, что можешь это сделать, но никогда не воплощал подобное на практике. Картина «Ночные стражи» явилась подарком, где мы смогли применить все свои навыки и умения, накопленные временем, и использовать их. Это было большое приключение, в которое были погружены все участники нашей команды. Подготовительный период длился примерно пять месяцев.

Одна из главных составляющих задач  в работе художника является – выдержать весь фильм в единой стилистике, увязать все со всем. Функционально сконструированные декорации в фильме –  не главное, главное — стремление создать единый образ и постараться увязать его с историей, которую ты рассказываешь. Мы хотели все сделать максимально реалистично, поэтому все привязали к той бытовой ситуации, в которой живут герои, а не стали снимать фильм об условном будущем. Действие происходит в современной Москве. Фантастичны лишь персонажи и то, что происходит параллельно с обычной жизнью граждан. В фильме нет никаких неотехнологий – всё взято из повседневной жизни. Сюжет строится на борьбе отдела «Н» с нечистью и попытках скрыть её существование от мирного населения.



Фото из личных архивов Юлии Феофановой

Как выбирают персонажей к фильмам. Есть ключевые роли, в которых сразу очевиден необходимый актёр?

− Все персонажи прописаны в сценарии, после этого режиссёр говорит свои предпочтения. Есть такая профессия, как кастинг – директор, который совместно с режиссёром обсуждает, какой типаж и харизма присущи тому или иному герою. Дальше происходит кастинг. Все пробуют себя в гриме и без него, показывают свои характеры. Режиссёр может сказать, что ему нужен более старый, матёрый, с низким голосом. Будет ли этот персонаж подвижным, юрким, или ему нужна скала, которая будет стоять и одним видом показывать неприступную крепость. Выбор актёра зависит не только от режиссёра и кастинг – директора, но и от оператора. Он изучает, как человек смотрится в кадре, как он себя ведёт перед камерой  и определяет самые удачные ракурсы для передачи характера героя. И, конечно, немаловажным фактором является профессиональные навыки актёров. Для меня всегда очень важно увидеть персонажа таким, каким его видит режиссёр, чтобы моя картинка, которую я придумала, прочитав сценарий, никаким образом не конфликтовала с его представлениями. Как только мы выбираем актёра, тут же складывается определённая картина, интерьер, в котором должен жить его персонаж. Например, если бы Пашу – курьера играл не Иван Янковский, а начальника отдела «Н» – не Леонид Ярмольник, то выстраиваемые декорации и заложенная в них история могли бы быть совершенно иными.  Как только собирается весь ансамбль, мы сразу понимаем, кто  в каком интерьере должен жить.

Логово вампиров. Эскиз Юлии Феофановой

Фото с сайта www.ovideo.ru

То есть полная картина складывается уже после выбора актёров?

− Любая подготовка к фильму начинается с того, что я читаю сценарий, представляю себе какие-то образы. После этого мы садимся с режиссёром и оператором, читаем сценарий, рассказываем друг другу свои впечатления. Технические съёмки мы проговариваем чуть позже, но первое, что мы делаем,  – это, конечно, составляем психологические портреты, разбираем персонажа: кто это, к какому социальному классу относится, какие черты характера свойственны. Мы обязательно придумываем историю каждому герою. Если кино рассказывает очень короткую историю (день, меся), то мы не знаем, что происходило в жизни человека до его появления на экране, поэтому моя задача  – создать персонажа с какой-то предысторией, чтобы зритель, увидев его дом/квартиру/интерьер,  мог понять, что за  человек здесь живет. Например, здесь живёт мальчик, и у него нет папы, но от папы остались какие-то следы, допустим, они вместе собирали в детстве корабли. То есть всегда мы всегда делаем картинку, а зритель подсознательно считывает информацию, которую мы пытались донести.

Секретная база отдела «Н». Эскиз Юлии Феофановой


Фото с сайта www.ovideo.ru

Самое главное в работе – слушать и понимать друг друга, находить компромиссы.  Необходимо продумать каждую деталь. Мы, казалось бы, работаем все в одном коридоре, но у нас очень много дверей, в которые обязательно нужно заглянуть. Режиссёр – капитан нашего корабля, он до нас доносит свои задумки, а мы пытаемся привнести в этот фильм то, что мы можем от себя предложить и полностью визуализировать представления режиссёра.

Режиссёром «Ночных стражей» был Эмилис Веливис, литовец, он очень четко выражает свои предпочтения; мы абсолютно знали, чего он хочет добиться, но при этом он не ставил рамок – давал нам полную свободу, и это позволяло включать фантазию. А когда начинаешь фантазировать, то  понимаешь, что столько всего можно попробовать! Каждая встреча начиналась с огромного потока идей: что-то придумала я, что-то – оператор, в итоге – обсуждаем, забираем самое лучшее, что-то отсеиваем,  добавляем и вносим последние штрихи.  Это и есть творчество, когда понимаешь, что нет  чёткой грани. Было очень интересно!


Фото из личных архивов Юлии Феофановой

Какие этапы проходит создание декораций? Как происходит воплощение ваших обсуждений и идей?

− Сначала появляются какие-то концепции, зарисовки. Потом уже дополнительная информация –  фотографии, ощущения. Дальше уже планировки, эскизы. Мы всегда делали планировки, затем вместе проходим, думаем, куда пойдёт актер, где он выйдет, что встретит на своём пути.

Эскизы были сделаны практически ко всем декорациям. Я стараюсь в рисунке сразу показать всё необходимое – цвет, фактуры, настроение и, конечно, свет, ведь это немаловажная деталь для передачи необходимого образа. Самое лучшее – когда ты рисуешь, а потом смотришь на картинку и на реализацию и понимаешь, что получилось всё в точности, как задумал.


Эскиз Юлии Феофановой

Фото из личных архивов Юлии Феофановой

С какими сложностями обычно сталкиваетесь во время реализации?

− В кино всегда бывает форс-мажор. Всегда! И надо быть готовым вовремя среагировать, но не в ущерб задумкам. Например, быстро заменить тот или иной материал или архитектурную конструкцию, потому что есть техническое задание, есть задание от постановщика трюков, и надо учесть все замечания. Иногда сталкиваемся с дефицитом материалов: если нам не могут предоставить конкретный, надо быстро переиграть и найти достойную альтернативу. Также многое зависит от человеческого фактора или погодных условий. Суть в том, что работа художника в кино, как, впрочем, и любого члена съёмочной группы,  всегда содержит определённый риск: нужно уметь находить компромисс; это очень тонкая и психологическая работа, ведь вокруг много людей, много характеров, и ты должен всегда быть готов решать поставленные задачи таким образом, чтобы все остались удовлетворёнными.


Крыша. Последняя битва. Эскиз Юлии Феофановой


Фото из личных архивов Юлии Феофановой

Есть ли определённые условия, которые стоит соблюдать при выборе интерьера?

− Поиск интерьера идёт от задачи и драматургии. После того, как нашли подходящее помещение, задумываемся о цвете стен. Мы стараемся исключить пастельные оттенки, такие как бледно-розовые, персиковые, бежевые. Подобные цвета всегда дают неживую картинку, а также лица персонажей теряются, сливаясь с фоном стен. Поэтому мы останавливаемся на насыщенных или серых оттенках.

На одной из самых первых моих картин «Жизнь налаживается»мы с оператором Н.Немоляевым, который был моим преподавателем, работали над эпизодом с камерной историей. Мы читали сценарий и разбирали тот эпизод, где с персонажем происходит некий переломный момент, на котором нужно было сделать ключевой акцент, причём это нужно было исполнить на эмоциональном уровне во время его простой проходки. Он стоит в своей квартире на фоне своих обоев, потом делает 2 шага вперёд и встаёт на активный холодный сине-зелёный цвет, и настроение абсолютно меняется.


Промежуточные эскиз Юлии Феофановой к новому фильму

Иногда мы специально приколачиваем реечки на окна, создавая тем самым искусственные тени, и добиваемся психологических эффектов, – тень может разделить актёра на 2 части: допустим, если персонаж находится в сомнениях, то одна часть лица будет на свету, другая  – в тени. Зритель может считать или не считать подобные приёмы, но мы всегда задумываемся о них.

Интересно, что использование определённых цветов, которые будут периодически появляться на протяжении всей картины – текстиле, подушках, деталях интерьера, –  задает определённый стиль и ритм фильма. Герой уже не просто идёт по улице,  – в кадре периодически появляются некоторые яркие предметы через назначенное расстояние. Это задаст настроение и будет своеобразной «фишечкой». Если же дело имеем с драматургией, то наоборот – убираем все яркие пятна и уводим картину в монохром. Следим, насколько контрастные цвета должны быть в кадрах,  –  таким образом можно направить взгляд зрителя, указать, что именно сейчас важно –  герой на переднем плане или контрастный активный задний фон.

Весь фильм строится на мелочах и иногда еле заметных нюансах. Главное – это  всегда понимать, когда стоит остановиться, а когда нужно добавить что-то. Поэтому мы следим за работой друг друга, помогаем и поддерживаем. Ещё очень важным моментом является необходимость уложиться в назначенный бюджет – сделать всё на высшем уровне в рамках отведённых средств.

Сейчас Юлия готовится ехать в экспедицию во Владивосток на съёмки нового фильма. Как правило, художник – постановщик редко работает параллельно над несколькими картинами, потому что каждый проект – это маленькая жизнь, в которую полностью погружаешься, и должен прочувствовать каждый этап. Мы благодарим Юлию за интересное интервью и возможность немного заглянуть «за кулисы».


Фото из личных архивов Юлии Феофановой

Автор раздела "Дизайн". Архитектор, старший преподаватель МАРХИ, член Союза Московских Архитекторов.


  • Мила Орт

    ААААА! Супер!

  • Валя

    Эскизы завораживают! Жаль, что фотографии не открываются на всю страницу, очень хотелось разглядеть подробности, которые изображены на картинках!!! И не работает оценивалка ваша со звездами, хотела поставить 5 баллов, а она не работает(((

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/503502539858578/ Юлия Лиховидова

    Валентина, если смотреть на компьютере, то довольно хорошо видно) на счёт звёзд, возможно, вчера были какие-то проблемы, хотя вроде всё работало, попробуйте ещё раз? Спасибо)

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Дизайн
Woodi Furniture: «Мы не копируем модели мировых брендов»
Вся мебель имеет оригинальный дизайн, который разрабатывают внутри компании.
Дизайн
Архитектурная Москва Елены Крижевской
«Я совсем не думала, что буду вести блог об архитектуре, ведь тогда очень мало
Дизайн
Мебель от Stulompostolu. Модерн и минимализм
Каждый предмет мягкой мебели имеет три типа размера и 60 комбинаций цвета.
Дизайн
Элегантный интерьер в стиле дорогих апартаментов Манхэттена
Лаконичный интерьер, используются спокойные оттенки, очень тонко вплетены классические элементы.