Ваше сообщение успешно отправлено!
ВЫ ЧИТАЕТЕ:

Ковры королей. Детали в интерьере...

Ковры королей. Детали в интерьере

Каждый интерьер насыщен различными деталями, тщательно подобранными друг к другу. Все элементы составляют единую композицию и являются неотъемлемой частью помещения. Во всяком случае, такое впечатление должен производить интерьер, над которым работали специалисты в области дизайна. В рубрике «Детали в интерьере» мы расскажем, на что стоит обратить внимание при организации и декорировании жилого пространства; чем одни предметы интерьера отличаются о других; какой текстиль лучше подойдёт в зависимости от общего стилевого решения.

Сегодня речь пойдет о коврах, без которых ещё совсем недавно не могла обойтись ни одна семья. Ковры всегда считались символами тепла, уюта и достатка в доме. Некоторые изделия – предметы искусства, образцы кропотливого ручного труда.

Несмотря на вышеперечисленное, те, кто вырос в классическом советском интерьере (когда в каждой жилой комнате обязательно один ковёр лежал на полу, другой висел на стене, а третий украшал диван), стали совсем отказываться от этого предмета декора. В интернете блуждают фото, после которых с содроганием думаешь о приобретении данной роскоши. Но сегодня мы можем позволить себе подобрать изделие на любой вкус, и это будет красивое и продуманное дополнение к интерьеру. Настоящие ценители классики, знающие толк в искусстве, выделяют французский класс. Поэтому поговорим об изысканных и утончённых французских коврах, достойных королевских особ. Разберёмся в отличиях обюссонов от савонери.

Франция славится своими коврами: савонери и обюссонами. Первые получили название по мануфактуре Савонери, открытой в начале XVII века по инициативе короля Генриха IV. Сначала она работала при Лувре, но затем была перенесена на окраину Парижа, в здание бывшей мыловарни. Отсюда и название предприятия: savon – по-французски «мыло». Сейчас эта «окраина» – район Трокадеро в 16 округе с самым лучшим видом на Эйфелеву башню и Марсово поле. Мануфактурой руководил Пьер Дюпон, «мастер турецких и левантийских фасонов», как значилось в его табели о рангах. Впоследствии в дело вошел Симон Лурде, «ткач из Шайо». Они изучили восточные ковры и начали делать подобные, используя декор в стиле Ренессанса: пышные цветочные гирлянды, виньетки, картуши, имитацию руста. После того как при Людовике XIV савонери стали обязательным элементом оформления королевских дворцов – Лувра и особенно Версаля, мануфактура также стала включать лилию – символ правящего дома Бурбонов.


Савонери – парадные ковры, они всегда отличались яркими расцветками и сложным орнаментом. Рисунки для них создавали именитые и обласканные двором архитекторы. Например, при Людовике XIV Шарль Лебрен, декоратор Лувра и Версаля – главный законодатель мод во второй половине XVII столетия. Он был также живописцем и талантливым администратором, возглавляя подведомственные художественные учреждения, относящиеся к казне. Именно он создал классический орнамент савонери с цветочным декором и сценками из античной мифологии. Самые известные его работы и самые известные савонери – ковры для Большой галереи Лувра. Классикой савонери также считаются произведения Пьера-Жосса Перро (эпоха Людовика XV) и Мишеля-Брюно Белланже, протеже Марии-Антуанетты.



Любимые архитекторы Наполеона Персье и Фонтен также разрабатывали рисунки для савонери, опираясь на наследие Лебрена. Их произведения были еще более пышными и броскими. Свой вклад внес и Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк – главный реставратор и один из самых значительных французских архитекторов XIX века. Его савонери – в неоготическом духе, напоминающие средневековые гобелены.

География савонери расширялась. Так, уже в середине XVIII века своя мануфактура по их производству открылась в английском Фулхеме. Затем появились бельгийские и немецкие компании.


Обюссоны происходят из одноименного городка на юго-западе Франции в регионе Лимузен (320 километров от Парижа). Здесь издавна делали фарфор (в Лиможе) и ткали гобелены. В середине XVIII века местные власти решили использовать накопленные веками знания и открыли ковровую мануфактуру. Вскоре она стала частным предприятием, при этом весьма успешным, вследствие чего появились другие, более мелкие. Дело расширялось. Обюссоны вошли в моду в начале XIX века вместе с макраме и вышивкой, с которыми они прекрасно сочетались. Они стоили дорого, но дешевле, чем савонери. Их покупали модники и буржуа. Мастера из Обюссона также начали копировать савонери и продавать их за меньшие деньги, чем оригиналы.

 

В отличие от савонери, обюссоны всегда были стилистически более разнообразными. Если изначально это был сдержанный ампирный декор с архитектурными мотивами, отсылающими к античности, то в XX веке рисунки для них придумывали уже Пикассо и Брак. Хотя традиционный обюссон, вернее то, что мы обычно подразумеваем, называя так тот или иной ковер, содержит сложный, изысканный цветочный орнамент.


Разница между савонери и обюссонами не только в стиле, но и в технике исполнения. Савонери изначально были европейской версией восточного ворсового ковра. Они ткались из шерсти, шелка и драгоценных нитей турецким или двойным узлом (при плотности узла 140000 на кв.м.) с высотой ворсинок 2-3 сантиметра и длиной 5-6 сантиметров. Современные савонери  ткут вручную, как в старину,  или изготавливают на тафтинговых машинах, если нужно закрыть большую площадь. Их делают обрезными, за счет чего можно выбирать высоту ворса.

Обюссоны же стали продолжением европейской традиции изготовления гобеленов. Не случайно они появились в регионе, издавна специализировавшемся на последних. Они выполнялись в технике гладкого плетения, ее также называют шпалерной, для этого использовались вертикальные станки. Ковры получались тоньше и легче.


Антикварные савонери можно найти в парижской галерее Perrin Antiquaires. Так, сейчас у них выставлен на продажу оригинал начала XVIII века 3 на 2, 5 метра с аллегорическим изображением Весны. Известный нью-йоркский дилер Дорис Лесли Блау – владелица одноименной галереи – продает как старинные савонери, так и современные реплики, которые выполняются на заказ частными мастерами. Один из самых уважаемых современных мастеров савонери – француз Филипп Хекуе. Он в совершенстве овладел техникой и созданием рисунка в стиле французских Людовиков. Среди современных компаний с массовым производством своим качеством выделяются савонери американской марки Safavieh.


Большие коллекции антикварных обюссонов – у нью-йоркской галереи Nazmiyal Collection и парижской Galerie Girard. В Москве их можно найти в галерее Boccara. Аутентичные современные обюссоны прекрасного качества выпускает мануфактура Les Ateliers d’Aubusson. У них есть как классические, так и дизайнерские модели с необычными, эпатажными рисунками. Традиционные обюссоны выпускают также исторический американский бренд Stark, ломбардийцы Tisca и венецианцы Boralevi. Уникальные образцы ручной работы есть у немцев Casador.


Фото с сайтов: craigiestockwellcarpets.com www.artfinding.com www.franses.com www.1stdibs.com www.galerieperrin.com www.smartkilim.com www.hali.com www.aveline.com www.christies.com www.vivrelemarais.typepad.fr www.sothebys.com www.1stdibs.com www.nazmiyalantiquerugs.com www.1stdibs.com www.farnhamantiquecarpets.com www.1stdibs.com www.galerie-girard.fr www.galerie-girard.fr www.safavieh.com www.dorisleslieblau.com www.nazmiyalantiquerugs.com www.dorisleslieblau.com

Архитектор, старший преподаватель МАРХИ, член Союза Московских Архитекторов, руководитель архитектурного бюро PERFECT SPACE. Ведущая рубрики "Детали в интерьере" на Porusski.me



Вам может быть интересно 

  • AnnaGol

    Его августейшее Воросейшество!

INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram