Ваше сообщение успешно отправлено!

Убийство в трех актах, или на сцене детектив!

Спектакли с детективным сюжетом— это один из самых увлекательных жанров, востребованный как у женской, так и у мужской аудитории. Разгадывать головоломки, быть непросто сторонним зрителем, а участвовать в развитии того или иного события, таинственно исчезновения или убийства, — как же это интересно! Именно поэтому сегодня мы проведем небольшой экскурс по местам, где совершаются и раскрываются главные преступления — на театральных подмостках Москвы. Только не пытайтесь заранее узнать, чем все закончится — так вы лишите себя всякой интриги!


“Мышеловка”, Театр им. А.С. Пушкина

“Мышеловка” — детектив по пьесе Агаты Кристи, а значит, захватывающий сюжет и самый непредсказуемый финал вам обеспечены. Действие происходит в небольшом частном  отеле Англии, куда съезжаются первые постояльцы, случайные люди, — казалось бы, что между ними может быть общего?! На первый взгляд ничего… А дальше — классика жанра: сильный снег заметает все дороги, а жители отеля становятся заложниками непогоды. В это же время как раз “поспевает” и убийство, а убийца — явно среди постояльцев…

Все действие разворачивается, по сути, в одной комнате. А из всех декораций — только уютная гостиная с большим окном-витражом, за которым все время идет снег. Выглядит это волшебно и добавляет спектаклю определенной атмосферы старой Англии. По ходу событий все акценты и паузы расставлены правильно, так что действие держит внимание зрителя почти до самого конца. Есть напряжение, чередующееся с юмором. Единственное, во втором акте пара душевных метаний все же затянуты, но это такие мелочи, которые меркнут на фоне того, что главное — это интрига, а она создана: мучить до конца спектакля вас будет только один вопрос: “Кто же УБИЙЦА?”

У каждого из героев есть своя находка или изюминка. Особенно хочется выделить Алексея Воропанова — к его Кристоферу Рену испытываешь неподдельную симпатию и сопереживание: мимика, жесты и даже прическа  — все это работает на образ, за которым все время хочется наблюдать, даже когда актер просто сидит в углу, а софиты направлены не на него. Спектакль играют практически одним составом, а в афише “Мышеловка” появляется все реже и реже, а жаль. На этот спектакль можно приводить кого угодно — интересно будет всем! Берите с собой друзей и в антракте отправляйтесь в буфет строить догадки. И ведь точно не угадаете, кто же преступник…


“Свидетель обвинения”, МХТ им. Чехова

Это еще один детектив, написанный Агатой Кристи. Судебное дело без участия Пуаро или мисс Марпл. Само действие практически целиком проходит в зале суда. Где адвокат Уилфорд (С. Чонишвили) берется за почти безнадежное дело Леонарада Воула ( И. Верник), главного подозреваемого в убийстве пожилой дамы, а единственный человек, который может подтвердить алиби, — это жена Леонарда Ромейн (Р. Литвинова).

Артисты — сплошь известные, а значит, гарантирующие ажиотаж у публики. Но это отчасти сыграло злую шутку, так как на протяжении всего действия не было видно героев. В роли Ромейн на сцене была безусловно роскошная Рената Литвинова в мехах, с идеальной укладкой, алой помадой и со своей, уже можно считать, “фирменной” манерностью. Ретро-образ, в котором мы видели актрису уже не раз, уместен, но при этом зрителей не покидало ощущение, что играла она саму себя. Пошла ли на пользу столь прямая эксплуатация образа? Приходите, смотрите и старайтесь разглядеть саму героиню. “Своего” Леонарда Игорь Верник также не стал наделять какими-то индивидуальными чертами, все это уже мы видели и не раз. Но если вы впервые наблюдаете его на сцене (без оглядки на другие роли), то выглядит герой достойно, а местами и убедительно.


Фото: Дмитрий Дубинский

Ну а на кого точно интересно смотреть, так это на Сергея Чонишвили — он уже как “знак качества”, а его дуэт с Евгенией Добровольской (прокурор Майерс) заслуживает отдельного внимания. То, как эта парочка устраивала допросы свидетелей, что за перепалки были между ними, и какие при этом искры летели… актеры были главными героями вечера!  Зрители тоже не остались без дела, им была отведена роль присяжных. Кстати, мы сохраним интригу насчет выбора председателя присяжных — здесь свои сюрпризы.

copyright by Ekaterina Tsvetkova

copyright by Ekaterina Tsvetkova

У Агаты Кристи все произведения написаны так, что развязку ждешь, как кульминацию всего. Мы привыкли к напряжению, которое обычно столь велико, что как пробка из бутылки шампанского, вылетает стремительно и эффектно. В данном случае этого не произошло, осталось ощущение смазанного финала, а в результате померк весь спектакль. Сразу захотелось посмотреть то же произведение, но уже в менее раскрученном ТЮЗе, который находится по другую сторону Тверской. В МХТ стоит сходить разве что ради громких имен в афише, и если вы не слишком строги к первоисточнику. Да и, в конце концов, просто чтобы похвастаться дефицитным билетом в МХТ им. Чехова.


“В случае убийства набирайте “М”, Театр Моссовета

В этой постановке, в отличие от двух предыдущих  спектаклей, уход событий выстроен уже совершенно по  другому принципу. Прежде всего, произведение не принадлежит перу Агаты Кристи. Это пьеса Фредерика Нотта “Телефонный звонок”. И это не просто детективная история, здесь присутствует оттенок мелодрамы.

По привычке кажется, что имя преступника мы узнаем в конце, однако еще в аннотации сказано, кто главный злодей, и какие у него цели. А сама интрига заключается в том, сможет ли он воплотить свой замысел в жизнь, или вмешается случай, и все пойдет не по плану… В театре Моссовета спектакль идет далеко не первый сезон. Возможно, кто-то до этого смотрел одноименный фильм А. Хичкока с Грейс Келли в главной роли — спектакль практически в точности его повторяет. Но даже если вы уже знаете конец, сходить все равно стоит. Великолепная сценография. Чем нравятся такие пьесы, так это тем, что действие происходит в уютных квартирах, с фотографиями на стенах, с верандами и садами, где, казалось, даже деревья шумят и листья падают. Шикарные костюмы, чего только стоят платья героини! Главных героев в нашем случае играли Г. Боб и А. Трофимов. В целом актеры, как и сама постановка, оставили приятное впечатление. Понравился и Хаббард — следователь, который своим внешним видом сначала не внушал доверия, а потом, как фокусник, стал “вытаскивать из шляпы” все новые и новые факты. Немного не хватило интриги, а местами казалось затянуто. Тем, кто любит именно детективные истории от начала и до конца, будет скучно. Но финал в любом случае удался, по крайней мере, главный фокус в течение спектакля мы не разгадали.

Смотрите сами и делайте свои выводы, а главное — никому не рассказывайте о финале (об этом вас, собственно, заранее попросят).


Фото с сайтов

http://www.mossoveta.ru  http://teatrpushkin.ru/  http://www.mxat.ru/  izvestia.ru  http://gallery.ru/

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»